Александр Большунов может поблагодарить за свой успех Елену Вяльбе, одну из лучших «лыжных боссов» в мире, пишет финский журналист Марко Лемпинен (Marko Lempinen).
Однажды вечером во время Чемпионата мира по лыжным видам спорта в австрийском Зеефельде я увидел Александра Большунова, который вышел на вечернюю пробежку. Я начал включать камеру на мобильном телефоне.
Заметив это, Большунов помрачнел. Можно даже сказать, что его взгляд стал убийственным. Кажется, я знаю, о чем он подумал в тот момент.
Вот, еще один подлец-журналюга, который подозревает всю лыжную сборную России в употреблении допинга.
Спору нет, когда-то я об этом задумывался. Однако мрачная история российского спорта с его допинг-скандалами не занимает все мои мысли — даже если говорить о лыжах.
Большунов соревновался в том числе и с финским лыжником Ийво Нисканеном (Iivo Niskanen). Я считаю, что 22-летний россиянин этически и морально находится на одном уровне с финской звездой — и со всеми остальными профессиональными лыжниками. И я останусь при своем мнении, пока не получу опровержения.
25 февраля Большунов не смог победить Нисканена в гонке на 15 километров. Уже в женской гонке на 10 километров было понятно, что Россия отстает в вопросах обслуживания лыж, а в теплую погоду подбор правильной мази невероятно важен.
Большунов в любом случае одержал в Зеефельде крупную победу. Как и вся российская сборная.
За два последних сезона Россия вернула себе титул лыжной державы, несмотря на то, что некоторым спортсменам запретили участвовать. Это огромное достижение ‒ особенно учитывая, что остальной лыжный мир в большей или меньшей степени настроен против россиян.
Сердитый взгляд Большунова в каком-то смысле символизировал нынешнюю ситуацию, отражал позицию всей сборной страны: Россия перешла в серьезное контрнаступление против всех своих врагов — единым, сильным фронтом. Бесстрашно.
Совершенно невероятно, что в этой битве России не потребовалась помощь президента Владимира Путина. Лыжная сборная уверенно справилась «под командованием баб», что для страны с проблемами в области равноправия не совсем обычно. Здесь командует Елена Вяльбе, президент Федерации лыжных гонок России и бывшая профессиональная лыжница.
На данный момент Вяльбе — одна из лучших «лыжных боссов» в мире.
Тренировка с учетом индивидуальных особенностей каждого спортсмена
На Олимпиаде в Южной Корее российские лыжники выиграли восемь медалей и показали блестящие результаты. Эта перемена связана с радикально улучшившейся системой тренировок.
Лыжных дарований в России, где от Ладоги до Охотского моря снега хватает, всегда было достаточно. Однако сейчас в России относятся к этим надеждам лыжного спорта в возрасте 20 лет и старше гораздо бережнее. В лыжных кругах наконец поняли, что принцип, подходящий одному человеку, необязательно годится для всех.
Спортсменов больше не натаскивают всех вместе по общим методикам и под авторитарным контролем тренеров.
«Главная причина возвращения России на мировую вершину лыжного спорта заключается в том, что в стране поняли: на тренировках надо учитывать индивидуальные особенности каждого спортсмена. Тренировки больше не проходят в одной группе, есть несколько групп, у каждой — свой тренер», ‒ подытожил эксперт по лыжным видам спорта Харри Кирвесниеми (Harri Kirvesniemi) еще год назад.
В России значимость отдельной личности сильно возросла, и культура подготовки стала ближе к международной. В создание условий для тренировок были вложены значительные суммы, как и в вопросы лыжной техники.
Лыжная техника россиян стала гораздо лучше. «Нечистых» боковых скольжений больше нет, и русский стиль лыжного спорта уже можно назвать западным. Красивым.
Для всех этих достижений понадобился немецкий специалист Маркус Крамер (Marcus Cramer). Главный тренер российских лыжников смог заставить консервативные голоса замолчать. Именно благодаря Крамеру во время тренировок нового российского поколения лыжников уделяется внимание каждому человеку в отдельности.
Без сильной поддержки Вяльбе этого никогда бы не было.
В светоотражающем жилете
Вяльбе, завоевавшая за свою карьеру больше 20 медалей на престижных соревнованиях, продемонстрировала строгий стиль руководства и в Зеефельде. Например, после эпизода с Сергеем Устюговым и норвежцем Йоханнесом Клэбо (Johannes Klæbo) в спринте Вяльбе подала протест Норвегии и судьям Чемпионата мира.
Ей не понравилось, что российский лыжник не попал в финал после столкновений с Клэбо на трассе и конфликта за финишной линией.
«Судьи, наверное, боятся рассердить Норвегию и ее лыжного короля», ‒ сказала Вяльбе.
Президент федерации лыжного спорта Норвегии Эрик Рёсте (Erik Røste) с удовольствием восседал в королевской ложе богатого нефтяного государства. А где же Вяльбе?
Российский «лыжный босс» носит своим лыжникам лыжи, надев светоотражающий жилет. Она возглавляет свою сборную. С улыбкой на лице.