4 марта администрация Дональда Трампа объявила, что экономические меры против Кубы ужесточаются, и это позволяет американским гражданам предъявлять иск некоторым компаниям, подконтрольным вооруженным силам или службам разведки. На практике это означает, что компании и инвесторы из третьих стран освобождаются от судебных споров, но правительство США оставляет возможность оказывать давление на Гавану так же, как это было, когда на континенте разгорелся венесуэльский кризис.
Оттепель в отношениях с Гаваной, начатая администрацией Барака Обамы, закончилась с избранием Трампа. Президент США решил ограничить поездки на Кубу и запретить торговые отношения со всеми силовыми структурами острова. В понедельник было объявлено об ужесточении экономических санкций, согласно III разделу Закона Хелмса-Бертона (1996), принятому при Билле Клинтоне. Теоретически данный раздел позволяет гражданам кубинского происхождения вернуть имущество, которое было изъято во время революции.
Однако все администрации, начиная с Клинтона, приостанавливали действие этого положения каждые полгода в связи с большим количеством исковых заявлений, которые оно могло повлечь за собой (до 200 000 судебных исков, согласно последним данным Reuters). На этот раз Вашингтон решил сохранять мораторий, но только в течение месяца, что усиливает давление на Гавану.
В это время иностранные предприятия по-прежнему пользуются льготами, но данные льготы не распространяются на компании, связанные с режимом. В этот список входят Министерство революционных вооруженных сил и Министерство внутренних дел, пять бизнес-групп («Симекс» (Cimex), туристическая компания «Абагуаньекс» (Habaguanex), «Гаэса» (Gaesa), туристическая группа «Гавиота» (Gaviota) и Союз военной промышленности), отели Гаваны, Сантьяго, Варадеро и другие туристические зоны. Некоторые из них являются брендами «Мелиа» (Meliá) и «Иберостар» (Iberostar) и принадлежат туристической группе «Гавиота».
Как сообщает Госдеп, приостановка действия III раздела Закона Хелмса-Бертона, то есть запрет на возбуждение исков, начнется 19 марта и завершится 17 апреля. После этого периода остается возможность для дальнейшего усиления эмбарго. Если бы эта часть закона вступила в силу в полной мере, чего старался избежать Трамп, любая компания, имеющая деловые интересы на острове, может быть привлечена к ответственности гражданами США в том случае, если они посчитают, что данная компания использует землю или имущество, которые когда-то были у них экспроприированы. Вашингтон забил тревогу более месяца тому назад, когда было принято решение приостановить всего на 45 дней, а не на привычные шесть месяцев, и когда американцы заявили, что столько времени им необходимо для анализа ситуации. И на этот раз Белый дом утвердил то же самое, сопровождая свои рассуждения разного рода спекуляциями.
Администрация Трампа считает, что Куба образует вместе с Венесуэлой и Никарагуа «тройку тиранов», поддерживающих друг друга. Во время телефонного разговора источники Госдепа подчеркнули, что решение по ужесточению эмбарго принималось независимым образом. При этом они заявили, что новая Конституция, принятая на референдуме 24 февраля, сохраняет политическую систему острова, управляемого единственной законной политической партией — коммунистической. Тем не менее, данная мера принята в обстановке высокой нестабильности, вызванной венесуэльским кризисом. Более 50 стран, включая США, признают спикера Национальной ассамблеи Хуана Гуайдо исполняющим обязанности президента и требуют проведения выборов, в то время как Николас Мадуро продолжает держаться за власть при поддержке военных.