Наиболее заметная тема в турецко-американских отношениях — решение США о выводе войск из Сирии и создание безопасной зоны. Но в последнее время наравне с этой темой на передний план выходит еще один вопрос: С-400, которые Турция решила приобрести у России, и возражения США на этот счет.
И по Сирии, и по вопросу С-400 между Турцией и США в течение некоторого времени идут переговоры на самых разных уровнях — от глав государств до министров и совместных рабочих групп. Хотя президент Эрдоган во многих своих заявлениях отмечает: «Турция купит С-400, это дело сделано», — США в некотором смысле пошли в атаку, чтобы заставить Турцию отказаться от этого решения. Пока контакты продолжаются, я попыталась выяснить последнюю ситуацию, связанную с позицией Америки.
Позиция США относительно решения Турции по С-400 предельно ясна, и эту позицию они открыто выражают на всех переговорах. США, напоминая, что Турция является членом НАТО и их союзником, не хотят, чтобы Турция купила систему противовоздушной обороны у России. Это объясняется некоторыми мотивами. Первый из них — несовместимость С-400 с системой НАТО. Другое и, пожалуй, более важное для США основание — это политика России и тревоги, связанные с этой страной.
Каково содержание предложения?
Россия рассматривается как страна, которая пытается подорвать международный порядок. Кстати говоря, по этой причине претворяются в жизнь санкции в отношении России. Прежде всего CAATSA, то есть Закон «О противодействии противникам США посредством санкций», был подготовлен именно поэтому. Еще одно важное основание с точки зрения США — Ф-35 (F-35). В этой связи Турции дается следующий сигнал: утверждается, что С-400 будут представлять угрозу для системы Ф-35 — самого изысканного и дорогого истребителя последних лет.
Хотя Турция говорит: «Я куплю и С-400, и "Пэтриот" (Patriot)», — с точки зрения США это не кажется возможным. В качестве предварительного условия для передачи «Пэтриотов» США поставили отказ Турции от покупки С-400. Иными словами, если Турция купит С-400, то предложение по «Пэтриотам» исчезнет со стола переговоров. В ходе переговоров с США по «Пэтриотам», которые находятся на повестке дня с 2015 года, Турция отмечала, что не встретила искомых критериев. Важные сведения, которые мне удалось получить: утверждается, что в основное предложение 2015 года были внесены заметные изменения. Американцы дают понять это следующим тезисом: «Мы сделали лучшее предложение, лучшее, щедрое, необычайное». Они идут еще дальше и заявляют, что никто из их союзников не получал такого хорошего предложения. Я не смогла узнать детали, подчеркивается, что переговоры продолжаются.
А что если Турция будет настаивать на С-400?
Сначала предложение по «Пэтриотам» будет отозвано. Американцы отмечают, что задействуют CAATSA. Об этом говорилось и на переговорах с Анкарой. Более того, опасности подвергнется процесс, связанный с Ф-35. А больше всего меня интересовал следующий вопрос: насколько метод угроз и санкций, который США постоянно используют в отношении Турции, чтобы заставить ее выполнить свои желания, как и в случае с пастором Эндрю Брансоном (Andrew Brunson), подобает союзничеству, и известно ли о том, какую жесткую реакцию это встречает в Турции?
Утверждается, что цель — вовсе не наказать Турцию. Но при взгляде на картину в целом важно то, куда пойдет Турция со стратегической точки зрения. То есть основной вопрос в следующем: Турция будет работать с США или же сотрудничать с Россией, которую они обвиняют в попытке подорвать международную систему? США хотят увидеть ответ на этот вопрос. В некотором смысле на повестке дня снова известный спор об «орбите», который шел одно время. Турции напоминают, что она западная страна и культура западных ценностей. Обращается внимание на тот факт, что это тоже чрезвычайно важно с точки зрения США.
Генеральная система преференций — сигнал?
На этот вопрос открыто дается следующий ответ: «Нет, связи нет. Не сигнал…» Поясняется, что Генеральная система преференций связана с рядом экономических критериев, программа действует для тех стран, которые только начали развиваться. Экономика Турции успешно развивается, есть устойчивый рост, и это хорошие новости. Тщательно подчеркивается, что с проблемными вопросами между двумя странами это решение никак не связано.