Президентские выборы на Украине все же состоятся 31 марта, как было решено Верховной радой после последних событий в Азовском море.
Хотя эта новость успокоила тех, кто опасался переноса голосования на неопределенный срок из-за серьезных инцидентов с Россией, это не отменяет множества связанных с выборами вопросов. Сам по себе характер украинской конституции не позволяет обеспечить стабильность правительства избранием одного лишь главы государства. Кроме того, это событие предоставит многим олигархам возможность продвинуть своих ставленников и интересы в результате зачастую малозаметной для внешнего наблюдателя борьбы.
Кроме того, на Украине все еще идет война, как в реальной форме на востоке страны, так и в виде кибератак и информационных кампаний.
Будущий президент и разобщенность парламента
Победителю на выборах 31 марта не стоит рассчитывать на свободу маневра после инаугурации. Дело в том, что решение о назначении премьера и, следовательно, структуре правительства принимает Рада. Для президента крайне важно опираться на парламентское большинство, поскольку в противном случае он может быть вынужден иметь дело с враждебно настроенным премьером и правительством. Все это может сделать невозможной работу власти и способствовать внешнему влиянию (в частности, со стороны России) через подконтрольных этим силам депутатов.
В настоящий момент у президента Порошенко нет такого большинства (в 226 кресел), и для принятия решений ему приходится искать поддержку у других групп, в частности у Народного фронта бывшего премьера Арсения Яценюка. Без нее его работа была бы еще сложнее, чем сейчас.
Хотя Яценюк отказался от участия в выборах, Порошенко не может гарантированно рассчитывать на его поддержку после 31 марта. То же самое касается «неприсоединившихся» депутатов или тех, кто входят в какую-либо фракцию, но не проявляют дисциплины голосования.
Огромный вес малых партий
Если кандидаты не хотят оказаться в тупике, им нужно еще во время кампании думать о том, как получить большинство в Раде: для этого требуется либо абсолютное большинство кресел в руках их собственной партии, либо формирование альянсов с другими объединениями.
Второй вариант означает необходимость договариваться с множеством маленьких партий, которые обладают поддержкой в регионах. Кроме того, некоторые из них получают финансовую помощь от олигархов и могут отстаивать собственные интересы. Примером тому может служить созданная Игорем Коломойским партия УКРОП. Хотя ей не удалось добиться желаемых результатов, ее основатель делает все для сохранения достигнутого и явно не питает любви к нынешнему президенту после национализации его «ПриватБанка».
Другие партии тоже могут продавать голоса способным пройти во второй тур кандидатам, получив тем самым заметность в регионах с приближением назначенных на осень парламентских выборов.
Наконец, некоторые депутаты могут придерживаться пророссийской стратегии противодействия формированию стабильной и независимой украинской политики.
Ослабленный президент
Будущие президентские выборы отмечены рекордным числом кандидатов. Есть в их числе и «тяжеловесы» местной политики, в частности президент Порошенко. Как бы то ни было сейчас он не может похвастаться высокими рейтингами, а результаты его работы выглядят весьма неоднозначными, особенно для тех, кто помнят, что в 2014 году он обещал закончить войну за полгода и вернуть Крым.
Кроме того, на его репутации отразились коррупционные скандалы и подозрения в использовании государственного аппарата для борьбы с критиками. Недавнее увольнение журналиста Зураба Аласании с поста председателя Национальной общественной телерадиокомпании Украины всколыхнуло СМИ и правозащитников, которые видят в этом руку президента. Наконец, хотя Порошенко пользуется поддержкой олигарха Ахметова, другие (в частности, Коломойский) на дух не переносят его.
Кстати говоря, тот же самый Коломойский поддерживает знаменитую Юлию Тимошенко, и не исключено, что министр внутренних дел Арсен Аваков и бывший премьер Арсений Яценюк тоже могут встать на ее сторону (это особенно важно с точки зрения необходимого большинства в Раде).
К тому же, только Тимошенко может опереться на партию с сильными позициями в регионах (ее движение существует порядка 20 лет). Это обеспечивает ей относительно стабильный резервуар голосов, хотя их и недостаточно, чтобы с легкостью заполучить президентское кресло.
Зеленский, «слуга народа»… и кто-то еще
На пятки двум этим символическим фигурам наступает Владимир Зеленский, новичок в украинской политике, который при этом может похвастаться высокими рейтингами. Он сделал карьеру в шоу-бизнесе (в частности в сериале «Слуга народа») и не имеет никакого опыта в политике.
Хватает и других кандидатов, хотя их шансы на успех невелики. Состоящий из остатков Партии регионов (в нее входил свергнутый в 2014 году президент Янукович) Оппозиционный блок выдвинул кандидатом Юрия Бойко, который официально представляет пророссийские силы. Его назначение стало результатом ожесточенного торга нескольких местных олигархов.
Тревоги Европейского союза
Сделать хоть сколько-нибудь определенный прогноз насчет результатов выборов сегодня практически не представляется возможным, что вызывает беспокойство Запада, который видит во всем признак активного демократического процесса, но в то же время и потерю доверия населения к местной политической системе.
Отсутствие на счету президента Порошенко видимых результатов в борьбе с коррупцией вызывает раздражение многих европейских партнеров. В то же время невысокие шансы на победу пророссийского кандидата Юрия Бойко успокаивают, хотя риск появления «троянских коней» Кремля в Раде остается высоким из-за большого числа небольших партий.
Тимошенко вознесли в статус героини после ее освобождения из тюрьмы и выступлений на Майдане, однако звучащие от нее популистские заявления существенно отразились на энтузиазме Запада. ЕС нужна на Украине стабильная власть, которая бы продолжила восстановление экономики и провела бы настоящую борьбу с коррупцией с соблюдением европейских стандартов в данной сфере.
Кроме того, ЕС хотелось бы уменьшить риск эскалации конфликта на востоке Украины. Евросоюзу сейчас приходится иметь дело с собственными внутренними разногласиями, и он рассчитывает прежде всего на спокойствие. На Украине же это ожидание воспринимается как стремление раньше срока перевернуть страницу.
Москва стремится посеять беспорядок
Президентские выборы на Украине активно освещаются российскими СМИ, которые утверждают, что избиратели хотят пророссийского президента. Риторика об «американском контроле» над избирательным процессом сопровождается заявлениями о том, что вся украинская избирательная система основывается на нарушениях.
Российские СМИ говорят, что Бойко отвечает пожеланиям народа и выступает против русофобской кампании ультраправых групп. Как бы то ни было, в Кремле не стоят иллюзий насчет его шансов на победу. Остается лишь Тимошенко, которую в Москве сегодня считают совместимой с российскими интересами. Тем не менее она, наверное, еще более непредсказуема, чем уходящий президент.
С точки зрения Москвы, растущая правительственная и органическая дезорганизация Украины может быть очень полезна: она послужила бы подтверждением «незрелости» Украины и препятствовала урегулированию кризиса на востоке страны, оставив Москве возможность «разогреть» конфликт.
Наконец, смута упростит продвижение пророссийских кандидатов (в частности, на парламентских выборах) и ослабление правительственных процессов на Украине. Дезорганизация соседа является частью глобальной стратегии формирования буферной зоны с Западом.
Киберугрозы
Помимо не утихающей на востоке физической войны, Украине приходится иметь дело с множеством кибератак, которые нацелены на такие важные системы как электросети. Еще в 2014 году их целью стала Центральная избирательная комиссия, хотя это и не отразилось на выборах.
Есть опасения, что в ходе выборов 2019 года этот сценарий может повториться в больших масштабах, повлияв на работу систем, а также восприятие избирателей. Руководитель департамента киберполиции Украины Сергей Демедюк уже отметил рост числа кибератак.
Атаки отличаются большим разнообразием: поздравительные открытки с вирусами, предложения скидок и обновлений ПО, не говоря уже о традиционном «фишинге», который нацелен на кражу паролей и личных данных.
Хакеры также покупают личные данные отвечающих за выборы людей. Такие операции происходят в темных уголках сети, что осложняет поиск продавцов и покупателей. Киев заявляет о причастности Москвы, указывая на происхождение «чемодана» использованной для платежей криптовалюты. Как утверждается, он тот же, что и в предыдущих операциях подобного рода. Россия в свою очередь отметает все обвинения, отмечая слабость доказательств: даже если чемодан один и тот же, это не означает, что он связан с Кремлем.
Наконец, помимо атак на ключевые системы (электростанции, аэропорты, чернобыльская контрольная система) и банки, а также попыток надавить на нужных людей, стоит отметить возможность информационных операций. Украинское правительство уже заблокировало некоторые платформы, такие как «Вконтакте», чтобы ограничить риск влияния, однако наличие множества нематериальных носителей информации означает повышенный риск.
Ощутимая напряженность
Украинские власти создали при поддержке США специальную группу для противодействия этой угрозе. Сотрудничество было закреплено декларацией о стратегическом партнерстве, которая была опубликована на сайте Государственного департамента. США обязуются помочь Украине дать отпор потенциальному вмешательству России. Совет национальной безопасности и обороны Украины в свою очередь сформировал рабочую группу по президентским и парламентским выборам.
Менее чем за месяц до первого тура хорошо чувствуется напряженность, как между кандидатами (их число усиливает риск столкновений), так и насчет проведения выборов: некоторые опасаются нарушений на избирательных участках. Формирование нового правительства страны, скорее всего, будет сопровождаться ожесточенным торгом политических сил.
Наконец, хотя 70% украинцев говорят о намерении прийти на избирательный участок, риск влияния остается очень серьезным, что делает исход выборов еще более непредсказуемым.