Перед зданием районной администрации Крыма в Симферополе стоит памятник, вызывающий много эмоций. Маленькая девочка протягивает цветы солдату, ее освободителю. Это символ вечной и безмолвной благодарности русских крымчан за хитрую операцию, при помощи которой Россия присвоила себе Крым, забрав его из-под контроля Украины.
На табличке написано:«„Вежливым людям“ от жителей Крыма 27.02.2014».
«Вежливые люди» — русское выражение, обозначающее солдат без знаков различия, которые появились в Крыму 27 февраля 2014 года. Сначала они захватили здание региональной администрации и установили на его крыше российский флаг. На следующий день они заняли аэропорт Симферополя и рассредоточились по стратегическим объектам полуострова. Часть этих людей прибыла из России, часть — из севастопольской базы Черноморского флота, которая находится на территории, арендованной Россией.
На Западе захватчиков назвали «маленькими зелеными человечками», поскольку на них была зеленая военная форма и каски из композитных материалов — новейшая разработка для российских вооруженных сил.
Москва с жаром оспаривала свою причастность к захвату. Какие еще военные? Ну, уж точно не наши! Замешательство замедлило ответную реакцию. Именно такую цель Россия и преследовала.
На пресс-конференции 4 марта Владимира Путина спросили о происхождении «зеленых человечков». Ранее их заметили в российской военной форме.
«А вы посмотрите на постсоветское пространство. Там полно формы, которая похожа на эту… Пойдите в магазин у нас, и вы купите там любую форму», — сказал президент. (цитата взята с официального сайта президента России — прим. перев.)
Однако журналист издания «Блумберг» (Bloomberg) хотел знать, были эти военные русскими или нет. Путин продолжил открыто врать всему миру.
«Это были местные силы самообороны», — заявил президент.
В Крыму скрыть правду было трудно. В Феодосии я видел молодых офицеров морской пехоты, на черных шапках-ушанках которых была золотая кокарда. На военной транспортной технике были черные российские номера, и это даже не пытались скрыть. Было много новинок — например, бронированный внедорожник «Тигр», пример лучшей российской военной техники.
Украина быстро смирилась.
Сила «зеленых человечков» заключалась в молчании, отсутствии знаков различия и качественном вооружении. На Крымском полуострове были украинские военные базы, но заблокированные в них военные оцепенели перед демонстрацией силы. Они ничего не предприняли для того, чтобы испытать решимость противников. Тихое вторжение удивило, сбило с толку… и прошло абсолютно успешно.
«Моя мать — из России, отец — из Луганска, с востока Украины. Еще в детстве я решил принять гражданство Украины, но сейчас меня считают здесь нацистом и фашистом, — с горечью сказал он. — Я не представляю, каким образом я могу быть врагом России. Если бы мой отец был здесь, он бы с ума сошел! Не говоря о деде, который был лейтенантом Красной армии».
Кроме «зеленых человечков» в Крыму действительно были упомянутые Путиным группы «самообороны», состоящие из представителей русского населения полуострова. Однако они сильно отличались от российских солдат элитных подразделений.
Гражданские, одетые в камуфляжную форму и вооруженные автоматами Калашникова, заняли позиции на дорогах, идущих из Симферополя. Развевались флаги, горели костры, атмосфера была вызывающе патриотичной.
Силы самообороны тоже играли большую роль во время присоединения Крыма. Новых добровольцев вербовали даже во время операции, и их действия были скоординированы с действиями «зеленых человечков».
Гражданские с пророссийскими взглядами были очень важны для операции. Люди, собравшиеся в крымских городах, прикрепили к одежде черно-оранжевую георгиевскую ленту, размахивали плакатами с лозунгами и российскими флагами. Эти группы заняли территории перед административными зданиями и продолжили свое дежурство ночью — поддерживая «зеленых человечков», дежуривших у дверей зданий.
Было ужасно холодно. Водка помогала многим согреваться и сохранять дух бунтарства. Многие гражданские были враждебно настроены к чужакам. Наш московский фотограф Петр Шеломовский дважды чуть не попал в драку, поскольку его подозревали в том, что он — провокатор из Киева.
Крымские этнические украинцы и татары быстро исчезли с улиц.
Через одну-две недели появилась «новая норма». Администрация Крыма была в руках пророссийских сил, как и СМИ. Вооруженные силы Украины были изолированы и обезврежены, отношения с Киевом были оборваны. Переговоры о выводе украинских войск шли полным ходом. Украинским военным предлагали перейти на российскую сторону, и, вероятно, многие соглашались.
Западные страны громогласно протестовали, но вмешательства и оказания помощи Украине так и не было. Трудно поверить, что этот вариант обдумывали всерьез. Украина не была членом Европейского союза или НАТО.
Захват был тщательно спланирован и осуществлен. Возможно, операцию продумывали уже давно. Идею захвата срочно реализовали после того, как на Украине произошел драматичный государственный переворот. Катализатором был Майдан.
Протесты против президента с пророссийскими взглядами Виктора Януковича начались в ноябре 2013 года, когда он отказался от соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским союзом. Атмосфера накалилась, и на Майдане, то есть площади Независимости, в центральном месте проведения масштабных демонстраций, фактически начались уличные бои.
Российские СМИ и государственная пропаганда заклеймили демонстрантов «вооруженными националистами» и незаконными захватчиками власти. Вскоре после кровавой бойни и бегства Януковича началась крымская операция — полуостров не хотели отдавать участникам Майдана.
Риторика пророссийских граждан Крыма, выступавших против революции на Майдане, была чрезвычайно суровой. Многие люди, которых я встречал, кричали дрожащими голосами о том, как «нацисты» и «фашисты» пришли к власти в Киеве. По их мнению, борьба с Киевом была продолжением героического оборонительного сражения Красной армии в Севастополе в годы Второй мировой войны. Многие говорили, что землю, на которой проливали кровь деды, отдавать Украине нельзя.
Правда, были и такие русские жители Крыма, которые говорили мягче и продвигали более интеллигентные взгляды, чем русские с бунтарскими настроениями. Они говорили о том, насколько сильно они отличаются от жителей западной Украины, насколько отличается их культура и настроения, и о том, насколько неправильно поступил киевский парламент, Рада, когда запретил русский язык как язык законодательства страны. Настроения «Мы против них» были очень сильны.
Вторжения на Крымский полуостров вооруженных западных украинцев-фашистов так никогда и не случилось. Это был лишь призрак, созданный российской пропагандой.
Операция «Крым» завершилась, когда новая пророссийская администрация провела 16 марта 2014 года референдум о присоединении к России. Согласно официальным результатам, в референдуме приняли участие 83% крымчан, 97% которых поддержали присоединение территорий.
На Украине и на Западе этот референдум сочли пародией на демократию. Москва и глава Крыма Сергей Аксенов все же добились правовой аннексии — присоединения Крыма к Российской Федерации.
С точки зрения международного суда, аннексия отличается от оккупации. В первом случае жители территории получают гражданство другой страны, во втором — сохраняют свое гражданство. Украинские паспорта и удостоверения начали заменять на российские уже весной. Не все хотели получить российский паспорт, многие этнические украинцы и татары покинули полуостров.
В августе 2018 года я побывал на теперь уже российском полуострове Крым.
Меня сразу же поразил аэропорт Симферополя. Старый терминал заменили на новый — из стекла и стали, с изящными волнообразными изгибами. Поразительная архитектура стоимостью сотни миллионов евро. Ода новому Крыму.
Нужно признать, что он действительно очень красив. Мост соединяет полуостров с материковой Россией и стоит на опорах. Протяженность арочного моста — 17 километров. В этом году рядом с автодорогой появится железная дорога.
Военная техника, привезенная в Крым, является новейшей и лучшей в России, ее задача — создать на полуострове широкую защитную зону от морских и воздушных сил НАТО на Черном море.
Положение татар не улучшилось, наоборот. И без того преследуемое меньшинство стали преследовать еще активнее. Российская администрация арестовывает или еще каким-нибудь образом заставляет замолчать тех активистов, которые борются за права татар.
На южном побережье Крыма мы встретились с татарским поэтом Алие Кендже-Али, который на себе испытал свободу слова на российском полуострове. Когда 9 мая 2018 года он опубликовал стихотворение на татарском языке в газете «Кърым», поднялась настоящая буря. День Победы во Второй мировой войне — национальный праздник во всей Российской Федерации.
У стихотворения «Парад» было пацифистское содержание. Алие Кендже-Али осудил помпезное празднование Дня Победы и военные костюмы для детей. В стихотворении автор призывал почтить память жертв войны.
Для русской администрации Крыма это было уже слишком. Последовал нешуточный кафкианский эпизод. Алие Кендже-Али допрашивали, ему угрожали тюремным сроком на пять лет за пренебрежительное отношение к военным достижениям Советского Союза. В российском Уголовном кодексе по этой теме есть отдельная статья.
К счастью, заставить поэта замолчать не удалось. Власти еще раз «проверили» стихотворение и отказались от обвинений в августе, возможно — под давлением общественности. В интервью поэт сказал, что он еще не оправился от гневных писем и страха попасть в тюрьму.
Вскоре после захвата Крыма и незаконного присоединения территории началась открытая попытка пророссийских Донецких и Луганских «народных республик» отделиться от Украины. Из-за этого началась война на востоке Украины, которая длится вот уже почти пять лет и уже унесла жизни больше 10 тысяч человек.
Поскольку сепаратистам не удалось отделиться, Россия отправила войска и военную технику на восток Украины и стала участником войны. Самым трагичным последствием этого оказания помощи стал сбитый российской ракетой малайзийский пассажирский самолет в июле 2014 года. Погибло 283 пассажира и 15 членов экипажа.
Захват Крыма — образец бесцеремонной политики силы и современной гибридной войны, в которой можно подчинить противника без единого выстрела.
Президент Путин будет руководить Россией по меньшей мере до 2024 года — может, даже дольше. Кто знает, какой еще план припасен в сейфе у президента.