За выражение «явного неуважения» к российскому государству, согласно новому закону страны, теперь можно оказаться в тюрьме. Обеспокоившись, что россияне все чаще стали критиковать государство и выступать против него с протестами, власти начали «закручивать гайки».
Рейтинг публичного одобрения Кремля и российского президента Владимира Путина в последние несколько месяцев резко упал. Популярность российских властей резко выросла, после того как Россия аннексировала Крым в 2014 году, благодаря чему рейтинг одобрения Путина взлетел до 80%, сохраняясь на этом уровне около пяти лет. Однако действие этой политической магии истекает. За последние полгода рейтинг Путина рухнул. И действительно, последний опрос, проведенный российской независимой исследовательской организацией «Левада-центр», указывает на то, что 64% россиян до сих пор одобряют действия Путина на президентском посту. Однако это самый низкий показатель с 2013 года, когда Путин вернулся в президентское кресло в обстановке протестов против режима.
Пустые обещания Кремля
Граждане России пессимистично относятся к политике из-за того, что экономика страны трещит по швам. Последние пять лет Россия провела безрадостно. В 2014 году два внешних шоковых фактора потрясли страну. Во-первых, рухнули цены на нефть, снизившись от показателя в 100 долларов за баррель в 2014 до 30 долларов за баррель в 2016 году, что негативно сказалось на крупнейшем источнике экспортных доходов страны. Во-вторых, Соединенные Штаты и Европа ввели против России жесткие финансовые санкции, вынудившие российские компании сократить инвестиции и увеличившие стоимость кредитов во всей экономике. По мере падения рубля инвестиции и уровень потребления также снижались.
В тот момент российские лидеры могли с некоторым оправданием винить внешние силы в спаде экономики. Россия не контролирует цены на нефть, устанавливаемые на мировом рынке. А санкции были результатом столкновения с Западом. Если бы вы одобряли аннексию Крыма — как это сделали большинство россиян — вы бы не винили Путина за санкции. Западные финансовые ограничения стали ценой восстановления позиций России на всемирной арене.
Теперь, спустя пять лет после введения первого пакета санкций и краха цен на нефть, дела большинства россиян едва ли улучшились. Цены на нефть выросли почти вдвое по сравнению с самыми низкими показателями 2015 года. Экономика снова растет, пусть и медленно. Однако рядовые россияне не ощутили улучшения своего положения. На самом деле, оно даже ухудшилось. С учетом инфляции доходы, которыми располагают граждане, ежегодно снижались в течение последних пяти лет. Неудивительно, что россияне начинают задавать вопросы. Каждый год был хуже предыдущего.
Правительство не помогает. В прошлом году оно провело вызвавшую множество дискуссий пенсионную реформу, в результате которой за несколько следующих десятилетий пенсионный возраст женщин увеличится с 55 лет до 60, а пенсионный возраст мужчин — с 60 до 65 лет. При стремительном старении общества и недостаточном финансировании российской пенсионной системы российское правительство не ошиблось, посчитав, что здесь должны произойти какие-то перемены. Однако пенсионный доход большинства россиян в первую очередь состоит из их государственных пенсий, и эти перемены станут для них тяжелым ударом. И, в отличие от санкций, в повышении пенсионного возраста трудно обвинить НАТО.
Российские граждане по всей стране были недовольны объявленным повышением пенсионного возраста. Некоторые даже выходили на улицы, хотя количество протестовавших было не слишком велико. Вслед за пенсионной реформой Кремль провел реформу в налогообложении, повысив налог на добавленную стоимость с 18% до 20%, что немедленно отразится на потребителях. Это станет очередным ударом по состоянию россиян, в результате которого они станут только беднее.
В своем ежегодном обращении к Федеральному собранию в конце февраля Путин убеждал россиян, что улучшит положение вещей в стране. Он упомянул внешнюю политику, но главным образом его речь строилась на рассказе о внутренних реформах. Большее количество семей с низким доходом будут получать помощь на детей, пообещал он. Семьи с детьми-инвалидами будут ежемесячно получать на несколько тысяч рублей больше. Многодетные семьи получат субсидии на жилье и сниженные ставки на ипотеку. Любые семьи с тремя детьми и более смогут рассчитывать на снижение налогов на жилье и землю.
Эта речь была обращена к семьям, находящимся в трудных экономических условиях, что служит очередным доказательством, что политические советники и серые кардиналы Кремля понимают, что они должны предложить нечто большее, чем геополитическую конфронтацию. Однако если послание президента имело конкретного адресата, то о его содержании подобного сказать нельзя. Оценив все сделанные Путиным обещания, министр финансов Антон Силуанов выступил с прогнозом, что они обойдутся российскому бюджету в 100 —120 миллиардов рублей, или, приблизительно в 1,5 миллиарда долларов в год. Разделите эту сумму на количество населения России, а это приблизительно 140 миллионов жителей, и новые путинские субсидии составят немногим более десяти долларов на человека в год. Даже в такой стране, как Россия, где заработная плата намного ниже, чем в Соединенных Штатах, это гроши. Сопоставьте это с обещаниями Кремля о повышении расходов, например, в социальной сфере на 1,5 миллиарда долларов, с 390 миллиардами долларов страны в валютных резервах. Или вспомните об энергетической компании «Газпром», заявленный доход которой в первые девять месяцев 2018 года составил 15 миллиардов долларов. Или о 58 россиянах, каждый из которых, согласно журналу «Форбс» (Forbes), обладает большим личным капиталом, чем обещанное Путиным увеличение финансирования.
Чтобы по-настоящему понять, насколько недостаточны финансовые обещания Путина, сравните их с доходом, который принесет вступившее в силу в этом году увеличение налога — по данным министерства финансов, он составит 8,9 миллиардов долларов. Иными словами, российское правительство снижает доходы населения путем существенного повышения налога, возвращая небольшое количество этого дохода в виде новых затрат в сфере социального обеспечения, и надеясь, что никто не заметит, как Кремль прикарманивает себе все остальное.
Как бы то ни было, четкого ответа на вопрос о том, осуществит ли Кремль свои обещания об увеличении расходов, нет. Путин уже делал аналогичные заявления в 2012 году, приблизительно перед началом своего предыдущего президентского срока, когда он обещал повысить зарплаты, а не пенсионный возраст. Пять лет спустя многие его обещания остались невыполненными. На этот раз осуществить данные обещания будет еще труднее. Региональные власти, которые часто несут ответственность за реализацию программ социального обеспечения, после пяти лет экономической стагнации столкнулись с большой задолженностью.
Кремль, разумеется, знает, что его обещания не слишком-то впечатляющи. Однако российская элита считает, что у нее осталось слишком незначительное пространство для маневров по мере роста интенсивности конфронтации страны с Западом. Большинство российских лидеров считают, что Соединенные Штаты планируют усилить финансовое давление. Сенат США рассматривает законопроект, который позволил бы ввести санкции в отношении нового государственного долга России, что на практике ограничило бы возможности России управлять большим дефицитом бюджета. Россия давно приготовилась к подобному давлению извне с помощью жесткой фискальной политики. Но без растущей экономики строгая экономия правительства окажется для населения более болезненной, чем раньше.
Застойная экономика — стабильная экономика
Учитывая эти ограничения, российские власти считают, что лучший вариант — это выжидать. Кремль знал, что повышение налогов и сокращение пенсий вызовет недовольство среди населения. Но в условиях финансовой войны с Западом российские лидеры задаются вопросом, какой выбор стоит перед их страной?
Таким образом, следует ожидать от государства еще больше обещаний без каких-либо значительных изменений. Кремлевский стиль правления в стране и конфронтация с Западом за границей уже определили это. В следующие пять лет экономика России будет едва расти, как прогнозируют государственные институты. Учитывая столь незначительные проекции, в отсутствие нового зарубежного кризиса, вокруг которого можно было бы сплотиться, россияне, вероятно, расценят политику Кремля как застойную. Однако застой может быть стабильным, даже если рейтинг одобрения Путина продолжит свое падение. Новые законы, ужесточающие наказания за критические высказывания в отношении властей, повышает стоимость несогласия. Риск штрафов и арестов отпугнет большинство людей, и они не станут протестовать против мрачных экономических перспектив. К сожалению, россияне привыкли к экономической стагнации и неэффективной власти — и вряд ли в ближайшее время им предложат какую-либо альтернативу.