Освобождение мечети Аль-Акса считается одним из важнейших религиозных вопросов, который тревожит сотни миллионов мусульман по всему миру. Это мечта каждого мусульманина и особенно палестинской молодёжи, узнавшей, какое горе жить под властью израильских узурпаторов. Вне всякого сомнения, Салах ад-Дин Айюби считается духовным отцом всех, кто нес бремя борьбы за освобождение мечети Аль-Акса. Это яркая историческая фигура, которую любят и почитают все мусульмане.
Военачальник Юсуф ибн Айюб ат-Тикрити, позже получивший известность как аль-Малик ан-Насир Салах ад-Дин, родился в иракском городе Тикрит в 532 году по хиджре (соответствует 1138 году от рождества Христова) в знатной курдской семье. Как полагают некоторые историки, его отцом был Айюб ибн Шази ибн Мараван, один из жителей армянского города Двин. В ту ночь, когда родился Салах ад-Дин, его отец покинул крепость Тикрит, которую защищал.
Сильная личность
Салах ад-Дин был сильным человеком. Он принимал решения, не поддаваясь эмоциям, чем заслужил доверие своего дяди Асада ад-Дина Ширкуха. Последний стал часто полагаться на племянника в ходе сражений, в которых они участвовали под знаменем военачальника Нур ад-Дина Занги. В первую очередь это касается боев в Египте против восставшего фатимидского визиря и европейских крестоносцев. Историки полагают, что звезда Салах ад-Дина засияла в раннем возрасте. Это были времена правления династии Фатимидов, чьё государство переживало свои худшие времена в связи с многочисленными мятежами визирей. Власть халифа ограничивалась тем, что его имя провозглашалось с минбаров мечетей, в то время как реальная власть находились в руках влиятельных визирей.
В это время из Египта бежал визирь Шавар ибн Муджир ас-Саади, позже нашедший убежище в Дамаске. Его сверг Диргам ибн Амер Аль-Лахми, объявивший себя преемником изгнанного визиря. Военачальник Нур ад-Дин Занги решил доверить миссию возвращения Шавара к власти Асаду ад-Дину Ширкуху, племянником и верным последователем которого был Салах ад-Дин.
Вступление Айюбидов в Египет
С помощью своего племянника Салаха ад-Дина Асад ад-Дин Ширкух добился больших успехов и после нескольких этапов сражений нанёс поражение визирю Диргаму ибн Амеру аль-Лахми, вернув властные полномочия Шавару. Однако последний, по свидетельствам историков, нарушил договор, заключённый между ним и Ширкухом, и вступил в союз с крестоносцами. Он призвал последних сразиться с Ширкухом и изгнать его из Египта. Тем временем Асад ад-Дин стал ближе египетскому народу: он проявил внимание к проблемам и страданиям, которые из-за властолюбия визирей переживали египтяне под властью Фатимидского халифата. Однако несколько месяцев его войска были окружены в городе Бильбейс, и под давлением крестоносцев он был вынужден вернуться в Дамаск. По возвращении военачальник поведал Нур ад-Дину Занги подробности произошедшего.
В предательстве визиря Шавара Нур ад-Дин увидел прекрасную возможность вторгнуться на территорию Египта и низвергнуть власть Фатимидов в этом регионе. К тому же он опасался, что европейцы захватят Египет и тем самым проложат себе дорогу для подчинения всех остальных исламских территорий. Поэтому он приказал военачальнику Ширкуху еще раз подготовиться к взятию Египта и сформировал с этой целью сильную армию, с которой тот выступил из Шама. Его сопровождал Салах ад-Дин, который внёс наибольший вклад в победу мусульман над передовыми отрядами крестоносцев, защищавших Египет. Когда армия прибыла на место, она смогла войти в Александрию и захватить город, однако силы Шавара и крестоносцев снова осадили его войско. Таким образом, из-за большой численности крестоносцев Асад ад-Дин был вынужден в очередной раз вернуться в Шам. Это событие лишь усилило желание военачальника установить контроль над Египтом и отомстить визирю Шавару за предательство. Возглавив сильное войско, он вновь двинулся из Шама в Египет и успешно осуществил манёвр по перемещению сил на юг, нанеся поражение войскам крестоносцев в районе Суэцкого канала. Когда король франков Амори осознал мощь армии Асада ад-Дина, он принял решение отступить. 2 января 1169 года его армия покинула Египет. Через 6 дней после этого Ширкух вошел в Каир, однако не испытывал доверие к предателю Шавару, отношения с которым, как казалось, начали налаживаться.
Военачальник счёл необходимым избавиться от визиря Шавара для установления полного контроля над Египтом и приказал выступить с новым войском. 18 января того же года его силы смогли схватить визиря. Фатимидский халиф аль-Адид Лидиниллах отдал приказ казнить Шавара, а на его место назначил Асада ад-Дина Ширкуха. Так, дядя Салах ад-Дина осуществил свою мечту о полном подчинении Египта.
Чёткая цель и создание единого сильного государства
После смерти визиря Египта Ширкуха эмиры Шама из династии Зангидов стали оказывать давление на фатимидского халифа аль-Адида Лидиниллаха, чтобы он назначил преемником его племянника Салах ад-Дина, поскольку в ходе сражений последний продемонстрировал себя в качестве превосходного лидера. Халиф пошёл им навстречу и назначил Салах ад-Дина визирем Египта. Причинами тому стали слабость Фатимидского халифата, большое влияние Зангидов и популярность Салах ад-Дина в стране. Вскоре после того, как он занял должность визиря Египта, против него было устроено множество заговоров. Прежде всего, речь идёт о попытке убийства нового правителя, предпринятой фатимидскими эмирами. Он обнаружил, что руководитель заговора — управляющий при дворе фатимидского халифа. Кроме того, против нового визиря устроили восстание чернокожие солдаты, но визирь смог подавить его. Позже, одержав победу над крестоносцами, Салах ад-Дин стал полноправным правителем Египта.
Зангиды почувствовали, что власть шиитской династии Фатимидов ослабевает, и Нур ад-Дин Занги приказал Салах ад-Дину отречься от фатимидского халифа и провозгласить власть халифа Аль-Мустади Биамриллаха из династии Аббасидов. В сентябре 1171 года суннитский шейх с минбара мечети Аль-Азхар объявил имя аббасидского халифа. Его примеру последовали все мечети Каира. Тем временем халиф из династии Фатимидов находился на смертном одре, но это продолжалось недолго. С его смертью шиитское государство Фатимидов, правившее в течение 262 лет, пало. Таким образом, Египет оказался полностью под властью Салах ад-Дина, который сделал его центром для объединения исламских мини-государств в Алеппо, Шаме и Хиджазе.
После смерти Нур ад-Дина Салах ад-Дин осознал всю опасность крестоносцев для слабых исламских государств и взял на себя миссию объединить мусульман под одним знаменем. Главной целью всей его жизни стало сразиться с крестоносцами и восстановить контроль над Иерусалимом. Он преуспел в этом после многих сражений, в том числе против Зангидов. В результате он укрепил свои позиции, а его борьба обрела легитимность благодаря женитьбе на вдове эмира Нур ад-Дина Занги. Так, наступила новая историческая эпоха — появилось государство Айюбидов, которое одержало победу над крестоносцами и освободило Иерусалим.
Мусульманская армия и чистое религиозное учение
После объединения исламских государств под властью династии Айюбидов аль-Малик ан-Насир Салах ад-Дин был полон решимости достичь конечной цели, за которую сражался. Началось воспитание нового поколения мусульман, придерживающихся чистого учения. Для этого предполагалось построить новые медресе и привить солдатам суннитское вероучение в то время, когда Египет все еще находился под влиянием осколков шиитского государства Фатимидов. Таким образом, Салах ад-Дин приказал преобразовать мечеть Аль-Азхар из шиитского религиозного центра в маяк для распространения суннитского мазхаба в стране.
С этой целью в Фустате были основаны два медресе — Насирия и Камалия, где преподавали основы шариата в соответствии с маликитским и шафиитским мазхабами. Чтобы полностью покончить с шиитским вероучением в Египте, мечетям было приказано провозглашать имена четырех праведных халифов.
Таким образом, Салах ад-Дину удалось создать мусульманскую армию, с твёрдой решимостью сражающуюся за своё религиозное учение. Это позволило ему объединить исламские страны, сразиться с крестоносцами и нанести им поражение во многих битвах. Речь идёт, прежде всего, о сражении при Хаттине, которое состоялась в субботу 25 числа месяца Раби уль-Ахир в 583 году по хиджре, или 5 июля 1187 года нашей эры. В результате войско Салах ад-Дина разгромило франков, захватило в плен их короля и проложило путь к побережью Шама и освобождению его городов и укреплений. После этого наступил исторический момент освобождения Иерусалима. Мусульмане вошли в город в ночь на 27 число месяца Раджаб в 583 году по хиджре, или 2 октября 1187 года нашей эры, чтобы осуществить мечту смелого и сильного лидера. Он был твёрд как скала перед лицом невзгод и достиг своей благородной цели. Увидим ли мы нового Салах ад-Дина в наше время или же арабские армии и их лидеры озабочены лишь защитой королевских тронов, опасаясь народной революции и падения их режимов?