Процесс выход в Великобритании из состава Европейского союза погрузился в беспросветный хаос. 13 марта в Палате общин состоялось голосование по вопросу отсрочки Брексита. Голоса распределились следующим образом: 321 — «за», 278 — «против». Таким образом, выход Британии из ЕС по варианту «Брексит без сделки» (так называемого жесткого Брексита, выхода Великобритании из ЕС без соглашения с Брюсселем) становится невозможным.
Премьер-министр Тереза Мэй (Theresa May) надеялась, что после рассмотрения в парламенте схемы «Брексит без сделки», расцениваемой как базовый вариант, парламентарии в некотором отношении смирятся с необходимостью нового голосования по ее предложению. Главное — вывести Соединенное королевство из ЕС в назначенный срок, 29 марта, без «жесткого Брексита». Европейская комиссия фактически предостерегла британских парламентариев, заявив, что недостаточно проголосовать против «выхода из ЕС без сделки», и что необходимо «найти понимание для заключения соглашения».
14 марта британские парламентарии будут голосовать повторно (статья была опубликован 14 марта, члены британской Палаты общин поддержали предложение премьера Терезы Мэй о переносе крайнего срока Брексита с 29 марта на 30 июня 2019 года. За это предложение проголосовали 412 депутатов, против — 202, — прим. ред.), и премьер-министр Тереза Мэй попросит предоставить ей больше времени, то есть отсрочку от исполнения 50-й статьи Лиссабонского соглашения, позволяющую отложить назначенный на 29 марта дедлайн.
Если большинство выскажется в пользу продления, как считают наблюдатели, можно рассматривать несколько вариантов развития событий. Брексит откладывается, по меньшей мере, на два месяца, но отсрочка должна быть обусловлена единогласным одобрением со стороны остающихся в европейском блоке 27 стран, которые выскажут свое мнение по этому вопросу на саммите ЕС 21-22 марта.
Выигранное время должно быть использовано для новых переговоров по новому соглашению с Брюсселем, который пока не проявил готовности идти на уступки, а, напротив, сообщил, что соглашение не подлежит дальнейшему обсуждению. Мэй могла бы попробовать вновь представить в парламенте свое соглашение, надеясь, что опасения, связанные с выходом из ЕС «без сделки», все же возобладают.
Ничто, таким образом, не дает возможности дать прогноз, что же произойдет в Великобритании. При этом стоит взглянуть на период после выхода Британии из ЕС с точки зрения самого Европейского союза, в котором останется 27 стран-членов, если, конечно, не учитывать тех крайностей, к которым готовятся разные страны в случае выхода Лондона без соглашения, а именно этим занимается Центр европейских реформ (ЦЕР, Centre for European Reform). «Европа без Великобритании — освобождение или утрата?» (Europe without the UK liberated or diminished?): за два года после британского референдума ЕС тоже претерпел изменения, которые повлияли в том числе и на избрание Дональда Трампа на пост президента Соединенных Штатов, на развитие Китая, предстающего в международном сценарии, по данным ЦЕР, «все более уверенным в своих силах», сильным и важным даже в Европе, что демонстрирует и кризис […] и меморандум, заключенный между Италией и Китаем в последние несколько недель.
К этому следует добавить, чему ЕС способствовал изнутри: постоянному развитию движения популистов и евроскептиков, замедлению развития экономики, более и менее очевидным и часто подковерным столкновениям ведущих государств — членов союза в вопросах, связанных с его будущим. Именно в этот сценарий вписываются прогнозы ЦЕР на период пост-Брексита.
Либерализация внутреннего рынка благ, услуг и труда, по мнению ЦЕР, продолжится. Особое внимание при этом будет уделяться цифровой сфере, в том числе и благодаря снижению влияния Соединенного королевства. Франция и Германия, не всегда поддерживавшие либерализацию, после Брексита получат пропорционально больший вес, однако есть указания на то, что большинство стран будут двигаться в этом направлении. По инициативе премьер-министра Финляндии Юхи Сипиля (Juha Sipilä) 17 глав государств или правительств призвали Дональда Туска (Donald Tusk) к оптимизации единого рынка в ближайшие пять лет.
В результате конкуренции в ЕС после Брексита, вполне вероятно, произойдут политические изменения. Франция и Германия предложили главным образом обращать внимание на конкуренцию со стороны американских и китайских корпоративных гигантов и, вместо того, чтобы препятствовать образованию общеевропейских компаний, способных конкурировать с американцами и китайцами, облегчить их создание. Великобритания уже давно выражала свое скептическое отношение к подобной политике интервенций.
Несмотря на то, что Брексит даст еврозоне больший вес в управлении экономической и финансовой политикой ЕС в целом, раскол внутри еврозоны создает значительное препятствие для быстрой интеграции, по крайней мере, в ближайший период, по данным ЦЕР.
Эммануэль Макрон (Emmanuel Macron) не смог убедить Ангелу Меркель (Angela Merkel) принять его взгляд на реформу еврозоны. Германия и государства Северной Европы, консерваторы с финансово-экономической точки зрения выступили против французского предложения о бюджете еврозоны, благодаря которому можно будет стабилизировать кризисную экономику ряда государств-членов ЕС. Государства-члены ЕС, выступающие за меры жесткой экономии, например, Голландия, борются против всего того, что могло бы привести к налоговым отчислениям, например, в отношении таких стран, как Италия. По данным ЦЕР, нет никаких указаний на наличие политического диалога между правительствами и гражданами в зоне евро, который мог бы привести к массовой поддержке идеи большей интеграции.
Страны, не входящие в зону евро, остаются в неуверенном положении относительно своего будущего статуса. После Брексита еврозона охватит 70% государств-членов ЕС и более 76% населения ЕС, что упростит для стран еврозоны возможность навязывать решения тем странам, которые в нее не входят. Соединенное королевство успешно боролось с механизмами, направленными на то, чтобы гарантировать прозрачность процесса принятия решений и дать голос странам, не принадлежащим к еврозоне; после Брексита эти страны могут столкнуться с большими трудностями при отстаивании собственных интересов.
Прогресс в движении к объединению рынков капитала продолжится с некоторыми изменениями. ЕС пытался объединить в один союз рынок капитала (Союз рынка капитала, СРК) начиная с 2014 года, но прогресс до сих пор не был заметен. Для успешного СРК требуется, чтобы многие национальные компетенции были переданы Европейской комиссии в таких секторах, как законодательство в сфере отчетности и бухгалтерии; это будет трудно вне зависимости от присутствия Соединенного королевства в составе ЕС.
Что касается самого большого запаса европейского капитала, Лондонского Сити, который окажется за пределами нормативного поля ЕС, придется принять решение о том, создавать ли островной СРК или открыть свой рынок для Лондона и для остального мира. В данный момент представляется, что ЕС отдает приоритет внутренней нормативной автономии, предпочитая ее интеграции в глобальные рынки капитала и укреплению голоса ЕС на международной арене. Брексит должен стимулировать процесс переосмысления ЕС оптимального пути развития.
ЕС в составе 27 государств может принимать менее активное участие в достижении амбициозных целей в сфере климатических изменений. ЕС может избрать более централизованную систему регулирования энергетического рынка. В самом деле, если целью Соединенного королевства было сокращение этого рынка к 2030 году на 57% по сравнению с уровнем 1990 года, то ЕС ставит перед собой цель сократить его к 2030 году только на 40%. В 2018 году европейский комиссар по вопросам климата Мигель Ариас Каньете (Miguel Arias Cañete) доложил об увеличении поставленной цели до 45%, но отказался от этой идеи, столкнувшись с недовольством некоторых европейских стран.
Внешняя политика ЕС может стать менее активной на мировой арене, при этом вероятность применения санкций как инструмента давления снизится. В рамках своего послания Европарламенту в 2018 году председатель Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер (Jean-Claude Juncker) предложил ЕС принимать решения, касающиеся внешней политики, квалифицированным большинством. Великобритания, безусловно, выступила бы против подобного решения. Соединенное королевство, как бы то ни было, остается одним из основных сторонников поддержания или усиления санкций в отношении России, но его отсутствие может способствовать увеличению количества стран, доброжелательно относящихся к отмене санкций, что может создать проблемы в дискуссиях по вопросам обороны.
Способность ЕС бороться с организованной преступностью и трансграничным терроризмом снизится. Брексит неизбежно окажет негативное воздействие на применении мер по противодействию преступности и терроризму, принимаемых как ЕС, так и Соединенным королевством, даже если соглашение будет достигнуто. В случае если соглашение не будет достигнуто, Великобритания, как только она выйдет из состава ЕС, будет лишена возможности выписывать ордеры на аресты в Европе; а ЕС, состоящий из 27 государств, не сможет использовать эти ордеры, требуя экстрадиции лиц из Великобритании. Ордеры, выписанные до Брексита, не будут приниматься, если только человек, в отношении которого издан ордер, уже не находится под арестом, остальные же должны быть выпущены заново. ЕС исключит Великобританию из своей базы данных сил правопорядка, как только страна выйдет из состава Евросоюза. Соединенное королевство будет также исключено из других жизненно важных баз данных, таких как «Записи о данных пассажиров» (Passenger Name Records). При отсутствии соглашения Великобритания выйдет из Европола (Europol) и лишится возможности принимать участие в совместных следственных группах вместе с другими странами — членами ЕС, пока не будет достигнуто нового соглашения с третьей страной.
По данным ЦЕР, новый Европейский парламент будет политически расколот и менее склонен поддерживать изнутри более свободную торговлю с третьими странами и либерализацию рынка на внутреннем уровне, но это произойдет не в результате Брексита, а вследствие развития политики в ЕС. Однако выход британских депутатов из Европейского парламента укрепит эту тенденцию. Брексит может в том числе отразиться на функционировании отдельных институтов ЕС и поспособствовать росту евроскептических настроений во всей Европе. Затянувшаяся внутренняя борьба в Соединенном королевстве, связанная с попыткой понять, как выйти из состава ЕС без огромных потерь для экономики и безопасности, снизила привлекательность ЕС с точки зрения других стран-членов.
Вероятно, популисты покажут хорошие результаты на выборах в Европейский парламент в мае 2019 года, но эта цель будет достигнута не за счет воззваний в духе Брексита. Однако лидировать на выборах будут те же политические течения, которые привели к Брекситу, строящиеся на враждебном отношении к глобализации и склонности ключевых национальных политиков обвинять ЕС, когда дела идут плохо и игнорировать его достижения, когда все идет хорошо. Внутри ЕС может возрасти влияние Берлина и недоверие к нему, в частности, со стороны небольших государств.