Популярная легенда гласит, что некоторые религиозные общины в Сирии, Ливане и других странах Ближнего Востока проводят тайные сексуальные ритуалы: мужчины и женщины собираются в темной комнате и начинают «молиться», то есть заниматься групповым сексом, не зная никого из собравшихся и нарушая тем самым все религиозные и семейные нормы. Эта легенда предназначена для оскорбления меньшинств региона в попытке унизить их верования и культуру и создать вокруг этих сообществ таинственную ауру.
Такие разговоры можно услышать и сегодня. Как утверждали христианские еретики, во II-III веках нашей эры в Северной Африке и на Ближнем Востоке стала влиятельной секта так называемых адамитов (отсылка к Адаму и Еве), которые верили в безгрешность первых людей. Они рассматривали наготу как способ приблизиться к своему первозданному облику, в котором люди предстали в раю. До грехопадения нагота считалась непорочной. Как утверждается, адамиты создавали тайные подземные церкви, где обнажались, молились, поклонялись и практиковали священный секс. Что самое главное, они называли свои церкви раем, считали их свободным от греха пространством, а все происходящее там — религиозным поклонением.
Первое упоминание об этой секте и ее критика появилась в сочинениях Епифания Кипрского (Саламинского, 315-403 гг.). Как сообщал архиепископ, адамиты не верили в брак и не видели возможности достичь его безгрешности на земле. Для них наслаждение тела — не что иное, как новая основа для изначальной справедливости. В обычной жизни целомудрие предполагает отсутствие брака, в то время как удовольствие должно быть доступно всем. Если кто-то из общины заключает брак, его изгоняют из «рая», как были изгнаны Адам и Ева. Этот Рай воссоздан в первоначальном, чистом состоянии, чтобы возвыситься над презренным и достичь абсолютного единства плоти с Творцом. Говорят, что они руководствовались цитатой из Библии: «Плодитесь и размножайтесь» (Бытие 1:22). По словам Епифания, адамиты собирались вокруг печи, разжигали ее, а затем оставляли свою одежду снаружи. Они совершали обряды обнаженными, без свечей и другого света, чтобы не различать друг друга.
Многие, в том числе архиепископ Епифаний, полагали, что эти обряды — просто слухи. Никто не встречал членов адамитской секты. Позже слова Епифания стали цитировать другие теологи, такие как Иоанн Дамаскин и Блаженный Августин. И хотя некоторые все же не верили в существование адамитов, другие, также полагаясь на слухи, приписывали ее создание Продику.
Продик был одним из учеников Карпократа из Александрии, основателя гностицизма в Северной Африке, который дополнил учение киников. Как полагал Карпократ, живые тела существуют, чтобы петь песни ангелов, сотворивших мир.
Говорят, что тушение свечей после молитвы — это одна из гностических традиций, перенятых адамитами. Епифаний упоминает в своей книге диалог, в котором говорится о похожих ритуалах. Один из них получил название «дар женщин»: обнаженные женщины и мужчины стоят, ожидая получения «мужского семени» в свои руки, и взирают на небеса. Они молятся и повторяют: «Отец наш, мы возносим тебе этот дар — тело Христа». Затем они делят это и съедают, восклицая: «Это тело Христово, а это пасха, из-за неё страдают наши тела, и так мы можем прикоснуться к страданиям Христа».
То же самое относится к крови во время менструации, которую они называли «кровью Христа» и пасхой, которую запрещено есть во время великого поста до Дня Воскресения. Каждый день их жизни — пост и ожидание спасения в раю, где они будут очищены от всех грехов. После этого ритуала они занимались сексом, омывались и готовились к следующей молитве. Похожие вещи об адамитах рассказывал Святой Августин: «Обнаженные во время службы, обнаженные во время слушания, обнаженные во время преподнесения дара».
Нам неизвестно, когда именно исчезла эта секта и существовала ли она вообще. Кроме того, отсутствуют какие-либо ясные упоминания о местах подобных собраний и даже о том, что эту общину основал именно Продик. То же можно сказать о названии секты. По мнению Блаженного Августина, это отсылка к Адаму, тогда как Епифаний приписывает ее название обычному человеку по имени Адам, наставлениям которого они следовали после его смерти.
В своих сочинениях Епифаний Кипрский называет членов этой секты еретиками, а также глупцами, одержимыми, обманутыми и падающими в обморок людьми. По его мнению, даже меч не способен их уничтожить, поскольку они подобны червям, которые проникают глубоко в землю. В то же время, как замечает архиепископ, адамиты называют себя девственниками, не вступившими в брак и безгрешными, ведь брак и грех, по их мнению, это земное, а их практики — небесное.
При этом привлекалось внимание к абсурдности их постулатов. К примеру, если они действительно похожи на Адама и Еву, которые не чувствовали ни холода, ни тепла и не жили в темных комнатах, то зачем отопление адамитам? Как рассуждал Епифаний, их нагота не такая, как у Адама и Евы, поскольку последние не чувствовали стыда, а нагота адамитов — проявление похоти. Они закрывают глаза на правду, и, что самое главное, надевают свою одежду после того, как завершают свои «молитвы»!
В большинстве текстов, в которых упоминаются адамиты, слухи переплетены с ироническими и саркастическими замечаниями. Отсутствие надежных источников создало вокруг адамитов мистическую ауру, что в XIV и XV веках (и позже) вдохновляло подобные группы в Европе. Эти движения были подавлены. Остается только задуматься о подземных комнатах, спрятанных в переулках Дамаска, Иерусалима, Александрии и любого другого города, где было принято восточное христианство.