Если Турция будет использовать истребители Ф-35 (F-35) вместе с С-400, тогда выяснится, действительно ли радары российских ПВО не видят эти самолеты, и Анкара первой узнает это. Отсюда и страх Пентагона.
В современной военной литературе есть две важные доктрины, которые определяют обязательные для защиты независимости и суверенитета государств параметры. Поскольку, согласно современным военным стратегиям, прежде чем осуществить вторжение в какую-либо страну или регион, необходимо обеспечить контроль над воздушным пространством этого региона. Войны в Персидском заливе — одни из самых явных примеров недавней истории.
Одна из упомянутых доктрин — концепция превосходства в воздухе (airsuperiority), другая — господства в воздухе (airdominance). Первая доктрина предполагает достижение тактического превосходства в своем воздушном пространстве при его нарушении иностранным самолетом путем отправки собственной боевой авиации на перехват и устранения нежелательного самолета из региона с помощью предупреждений, воздушного боя или его уничтожения. А господство в воздухе подразумевает способность страны обезвредить какой-либо нежелательный воздушный объект в границах собственного воздушного пространства на более стратегическом уровне. Это может быть вражеский самолет, БПЛА, ударный БПЛА или запущенная врагом ракета класса «воздух — земля» или «земля — земля».
Турция в регионе пока еще обладает потенциалом обеспечения воздушного превосходства, но наиболее уязвима перед ракетной атакой извне. С целью удовлетворения этой срочной потребности страна в 2017 году договорилась с Россией о покупке самых эффективных на рынке систем противовоздушной и противоракетной обороны большой дальности. Представители Секретариата оборонной промышленности Турции сообщают, что С-400 поступят в Турцию в 2019 году, два первых комплекса начнут действовать в ноябре этого года, на них будет установлено турецкое программное обеспечение системы опознавания «свой — чужой». Эти комплексы дадут Турции серьезное стратегическое превосходство в регионе. Но есть страна, которая решительно выступает против этого хода Турции: США.
Опасно ли для НАТО?
США объясняют свое возражение так: 1) страна — член НАТО не должна использовать оружие российского производства; 2) С-400 не могут быть интегрированы в систему противовоздушной обороны НАТО. Вдобавок ко всему Пентагон отмечает, что в случае покупки систем С-400 Турции не будут переданы военные самолеты Ф-35, и даже угрожает применить оружейное эмбарго.
Очевидный факт состоит в том, что из соседних стран, помимо Греции, которая использует системы С-300, Болгария и Словакия применяют похожие системы вооружения.
Они смогли так или иначе интегрировать эти комплексы в систему воздушного наблюдения НАТО. США знают это. Тогда почему они занимают столь жесткую позицию в отношении Турции? Если С-400 придут в Турцию, что произойдет и что изменится? Попытаемся ответить на эти вопросы.
Системы противовоздушной обороны С-400 используют многодиапазонные радиолокационные системы и разные ракеты для уничтожения цели. С-400 способны автоматически выбирать ракету для пуска, исходя из особенностей цели. В силу этих радаров и ракетных систем комплексы, размещенные, например, в Хатае, могут отслеживать цель на дальности 600 километров, то есть прочесывать одновременно воздушное пространство практически всей Сирии, Восточного Средиземноморья и Кипра.
Точно так же комплексы, размещенные в Измире, способны контролировать воздушное пространство Западного Средиземноморья, всей Греции, включая Эгейский регион. Эти комплексы могут держать на мушке какой бы то ни было воздушный объект с расстояния 400 километров и уничтожить его на дальности 250 километров. То есть эти системы не только дают Турции способность нейтрализовать угрозы, которые могут исходить от значительной части Ближнего Востока, прежде всего от Ирана, Ирака, Сирии, Израиля, но и в то же время обеспечивают ей абсолютное стратегическое превосходство, позволяющее не допустить какой-либо военной операции без согласия Турции в Эгейском море и Восточном Средиземноморье и особенно с прицелом на все газовые месторождения вокруг Кипра. Пожалуй, именно это и беспокоит США. Потому что США, которые предоставили системы противовоздушной обороны «Пэтриот» (Patriot) даже Саудовской Аравии, в отношении Турции много лет применяют тактику проволочек. То Пентагон, то Конгресс препятствовали продаже «Пэтриотов» Турции.
Сорвет план террористического коридора
Ранее Турция, пожелав купить у Китая HQ-9, аналог системы противовоздушной обороны С-300, тоже столкнулась с давлением США и отказалась от сделки. Но когда президент Эрдоган заявил о подписании соглашения по С-400 и выплате аванса, из США протестные голоса зазвучали еще громче. Российская сторона тоже говорит, что первая поставка состоится в середине 2019 года и в ноябре этого года комплексы начнут свою работу. В то время как США годами морочили Турции голову, не давая ей «Пэтриоты», использование Турцией систем С-400, очевидно, должно было разозлить Вашингтон. К тому же американские эксперты признают, что С-400 превосходят «Пэтриоты» по своим характеристикам.
Кроме того, поставка С-400 в Турцию и их активное использование турецкой армией во многом затруднит реализацию США плана по созданию террористического коридора, для чего они перебросили на восток от Евфрата 23 тысячи грузовиков с оружием. Допустим, Турция объявила север Сирии запретной зоной для полетов. В настоящее время у Турции нет вооружений для того, чтобы осуществить это. С размещением систем С-400 Турция сможет обеспечить безопасность не только своих сухопутных и морских границ, но и в то же время региона, зачищенного от террористов, в Сирии.
Истинный страх Пентагона
Теперь обратимся к вопросу оружейного эмбарго США и поставок истребителей Ф-35, а также оснований для применения такого эмбарго… Да, если США не предоставят Турции истребители Ф-35, то с 2024 по 2030 годы Турция может столкнуться с проблемами в обеспечении превосходства в воздухе. Потому что США в 2023-2024 годах могут начать передачу самолетов Ф-16 (F-16) Греции. Эти самолеты будут превосходить по своим характеристикам те, которыми сейчас располагают ВС Турции. Но, когда на вооружение ВС Турции станут поступать национальные боевые самолеты пятого поколения (TFX), что, согласно плану Организации оборонной промышленности, должно произойти не позднее 2030 года, эта проблема будет преодолена. США и так долгое время применяют негласное оружейное эмбарго против Турции. Турецкой стороне не предоставляются, например, пистолеты для сил специального назначения. А террористам дают вооружения, которых нет у ВС Турции. Но история показывает, что от всех эмбарго со времен Операции по поддержанию мира на Кипре выигрывала Турция. Ведь всякий раз получало новый импульс отечественное производство с использованием национальных возможностей. И самолеты Ф-35 — важный продукт, но не единственный вариант для Турции. Турция как партнер проекта тоже вносит серьезный вклад в производство Ф-35. Ее исключение из проекта будет стоить США и денег, и времени. Турция в свою очередь понимает тревоги США и обещает обращать на них должное внимание.
Если Турция будет использовать самолеты Ф-35 вместе с С-400, тогда выяснится, действительно ли радары российских ПВО не видят эти самолеты, и Турция первой узнает это. Отсюда и берется страх Пентагона. Через системы С-400, размещенные в Турции, радиоэлектронные следы самолетов Ф-35 могут дойти до России, и, пожалуй, что еще важнее — США думают о последствиях, которые возникнут для проекта, если такая информация обнаружится… Программа Ф-35 стартовала в 1992 году, и ожидается, что она будет действовать до 2070 года; предполагается, что за это время общий бюджет создания истребителей вместе с закупками составит 1,6 триллиона долларов. Проект, по которому американский конгресс неоднократно продлевал сроки и увеличивал бюджет, не раз оказывался на грани отмены; по некоторым прогнозам, проект может прекратиться задолго до 2070 года, поскольку даже сегодня его отмена уже повлечет за собой большие убытки. В этой ситуации проект, который и так сильно хромает, затягивается и дорого обходится, может полностью остановиться, если С-400, полученные Турцией, будут способны «видеть» Ф-35 / «ударить» по ним. Сорвутся и продажи на сумму 650 миллиардов долларов, которые планируется получить от сбыта порядка пяти тысяч Ф-35 только в страны ЕС. Вот что лежит в основе проблемы.
А вопрос о том, что США не продадут Ф-35 Турции, у которой есть С-400, сам по себе является отдельным предметом исследования. Можно сказать, что США едва ли примут эти меры. Если США не передадут Ф-35 Турции, то есть исключат Турцию из программы, это сделает производство Ф-35 более дорогостоящим и затянет их поставки на непредсказуемый срок.
Ход Анкары критически важен
Турция говорит, что может найти решение этих проблем. Другим странам — членам НАТО, на вооружении которых стоят С-300, удалось сделать это.
Все станет ясно в ближайшее время. Не думаю, что те, кто спустя десятки лет после холодной войны до сих пор руководствуются этим образом мышления, получат какую-то большую выгоду. Сегодня даже Европейский Союз разрабатывает планы создания своей армии вне НАТО. Значит, политическая воля в Германии и Франции тоже осознает это. Как много лет назад сказал Исмет-паша (İsmet İnönü, турецкий военачальник, второй президент Турции — прим. пер.), «создается новый мир, и Турция займет свое место в нем». С тех пор прошел почти век, сейчас возникает новый мир. Турция в новой структуре тоже может занять более сильную и важную позицию, играть более активную роль.
Покупка С-400 — самый большой и мужественный шаг, сделанный за 96-летнюю историю Республики в соответствии с доктринами Мустафы Кемаля Ататюрка «будущее на небесах» и «не существует защиты линии фронта, есть оборона территориальной площади, которой является вся страна». Следует смотреть на ход Турции с С-400 шире и хорошо понимать общую картину.