Лидер Китая Си Цзиньпин только что завершил свой визит в Европу, где он продвигал свою инициативу «Один пояс, один путь» — беспрецедентный план Китая по расширению его геополитического влияния. Рим и Пекин подписали важное соглашение в рамках этой китайской инициативы, и некоторые европейские лидеры выразили свою обеспокоенность тем, что это может привести к расколу среди европейских стран.
О чем договорились Китай и Италия?
Во время остановки Си в Риме представители Китая и Италии подписали меморандум о взаимопонимании, который сигнализировал о присоединении Италии к проекту «Один пояс, один путь» — инициативе китайского руководства, призванной углубить инфраструктурные связи Китая в Азии, Африке, Европе и Латинской Америке.
Во время визита Си в Италию китайские инвесторы подписали с итальянцами 29 контрактов на общую сумму в 2,8 миллиарда долларов. В частности, китайцы договорились инвестировать средства в портовую инфраструктуру Триеста, Генуи и Палермо, благодаря которой китайские товары смогут быстрее попадать на европейский рынок. Подпись Италии под меморандумом о взаимопонимании ознаменовала собой переломный момент: Италия стала первой страной из Большой семерки и крупнейшим членом Евросоюза, согласившимся присоединиться к инициативе «Один пояс, один путь». Си также сделал остановку во Франции, где он подписал сделку на покупку самолетов «Эйрбас», и в Монако, которое согласилось позволить китайскому телекоммуникационному гиганту «Хуавей» развивать его сеть 5G.
Что Италия и Китай надеются получить в результате этих контрактов?
Для Рима участие в инициативе «Один пояс, один путь» — это возможность поддержать замедляющуюся экономику Италии, расширяя торговлю и привлекая китайские инвестиции. Сторонники присоединения Италии к этой инициативе, включая премьер-министра страны Джузеппе Конте (Giuseppe Conte), позиционируют эти новые инвестиции как геополитический маневр, который поможет укрепить двусторонние связи.
Пекин рассматривает итальянские порты как удобный способ быстрее доставлять китайские товары на рынки Евросоюза. К примеру, порт в Триесте характеризуется прямым железнодорожным сообщением с другими странами Европы, и там действует особый режим уплаты таможенных пошлин.
По словам многих аналитиков, Пекин также стремится разобщить Европу, которая обеспокоена стремительным ростом Китая. Разногласия наблюдались даже внутри итальянского правительства. Министр внутренних дел Маттео Сальвини (Matteo Salvini), имеющий большое влияние внутри страны, усомнился в целесообразности такой сделки, а его партия добилась того, что страны подписали «смягченную» версию меморандума, которая ограничивает участие Китая в области телекоммуникаций и других важных областях.
Что беспокоит лидеров Евросоюза и США?
Многие европейские страны испытывают все больше беспокойства по поводу возможных последствий китайских инвестиций для национальной безопасности. Стремление китайцев вкладывать средства в такие ключевые сферы, как энергетика, технологии, сельское хозяйство и порты, вызывает тревогу, и многие чиновники предупреждают, что, если китайцы начнут развивать телекоммуникационные сети, это предоставит Пекину возможность шпионить или провоцировать сбои в работе европейских телекоммуникационных сетей.
Что будет дальше?
Пока Италия находится в гордом одиночестве, и неясно, последуют ли другие страны ее примеру, и захотят ли они принять китайские инвестиции. Неясно также и то, станет ли Евросоюз добиваться более жесткого контроля над китайскими инвестициями.
Однако один пример из недавнего прошлого может помочь нам ответить на эти вопросы. В 2015 году Соединенное Королевство стало членом-учредителем другого китайского геополитического проекта — Азиатского банка инфраструктурных инвестиций — вызвав тем самым резкую критику Вашингтона. С тех пор прошло четыре года, и примеру Соединенного Королевства последовали несколько других союзников США, включая Францию, Германию и Италию, которые тоже присоединились к этому банку. По мнению некоторых аналитиков, решение Италии сигнализирует о том, что в скором времени единый фронт, выступающий против очередного проекта Китая, тоже распадется на части.