Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

The Washington Post (США): новый император на хризантемовом троне возвещает Рэйва, новую эру гармонии и возрождения

© REUTERS / Franck Robichon/Pool via ReutersГлавный секретарь Кабинета министров Японии Ёсихидэ Суга
Главный секретарь Кабинета министров Японии Ёсихидэ Суга
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
1 апреля на трон Японии вступил принц Нарухито, и это означает, что Япония вступила в новую эру. Ведущая газета Вашингтона рассказывает об уникальной традиции японского летоисчисления: деление на эпохи по имени монарха строится на убеждении, что император властен даже над временем. Начиная с 645 года в Японии сменилось 247 эпох.

Токио — Япония объявила именем новой эпохи при новом императоре девиз из двух иероглифов. «Рэйва» переводится как благодать и гармония.

1 мая, когда принц Нарухито унаследует от отца хризантемовый трон, это название, скрупулезно и в строжайшей тайне отобранное советом экспертов и правительством, ляжет в основу уникальной системы японского летосчисления по императорам.

Но это еще и символ — олицетворение радужных надежд в неспокойные времена.

«Наша страна переживает переломный момент, и есть немало японских ценностей, которые мы обязаны сберечь», — заявил премьер-министр Синдзо Абэ на пресс-конференции, посвященной девизу.

2019 год станет первым годом новой эры Рэйва в официальных документах и нумизматике, в водительских правах и газетах, в деловой и повседневной жизни. По западному или григорианскому календарю она начнется 1 мая.

По словам Абэ, девиз новой эпохи отражает мысль о том, что «культура рождается и развивается, когда сердца людей стучат в унисон».

И если молодое поколение предпочитает западный календарь, люди постарше рассматривают собственную жизнь и политические события через призму традиционного летосчисления.

Секретарь кабинета министров Ёсихидэ Суга провозгласил новую эру, подняв белый плакат с двумя рукописными китайскими иероглифами в черной рамке. Это имя, по его словам, взято из «Манъёсю», древнейшей антологии японской поэзии, датируемой седьмым веком. Это отход от общепринятой практики: для этих целей традиционно использовалась китайская классика.

«Мы надеемся, что новая эра будет благоприятно принята общественностью и навсегда войдет в жизнь японцев», — сказал Суга.

Иероглиф «рей», как правило, означает приказ или команду, хотя в стихотворении он используется как образ благодати, а «ва» означает гармонию или мир.

Цикл «Манъёсю» размышляет о временах года, а стихотворение, послужившее прообразом нового девиза, рассказывает, как весной цветет слива.

«Этот сборник — отражение нашей богатой культуры, которой мы должны гордиться, а также посвящение прекрасной природе нашей страны», — сказал Абэ.

«Я хочу, чтобы Япония гордо цвела, как слива, — пояснил он. — Прекрасные цветки сливы после суровой зимы — вестники весны».

Абэ пояснил, что в цикл вошли песни не только знати, но и простых чиновников и землепашцев, пояснив, что надеется, что девиз поможет сплотить нацию.

Имя эры или гэнго отражает ее дух — как например, «Ревущие двадцатые» или «Свингующие шестидесятые» по-своему запечатлели атмосферу эпохи в США, а Викторианская эпоха запомнилась Великобритании колониальной экспансией и суровой протестантской моралью.

Девиз тщательно отбирают: во-первых, он должен иметь сравнительно простое начертание, а во-вторых, воплотить чаяния Японии на ближайшие десятилетия.

Отречение императора Акихито знаменует конец его эпохи Хэйсэй, что означает «установление мира».

Эпоха Хэйсэй оправдала свое название, став первым периодом в истории, когда Японии удалось избежать военных конфликтов. Поэтому Акихито почитается как монарх, который всемерно восстанавливал престиж японского трона, залечивал раны, оставленные войной, и способствовал развитию современного образа Японии как миролюбивой нации.

Однако сама эпоха Хэйсэй запомнится отнюдь не в столь лестных тонах: она началась крахом японского рынка недвижимости, за которым последовали десятилетия экономического застоя. За это время Японию опередил ее огромный сосед Китай.

30-летняя эпоха Хэйсэй также отметилась коррупционными скандалами и стихийными бедствиями — достаточно вспомнить землетрясение в Кобе в 1995 году и землетрясение, цунами и ядерный взрыв на АЭС Фукусима-1 в 2011 году. Наконец, в японском обществе нарастало беспокойство из-за последствий глобализации.

Ей предшествовала эра Cёва («просвещенный мир»), длившаяся с 1926 по 1989 годы. Она знаменует собой бурный период в истории Японии, включая милитаризм и разгромное поражение во Второй мировой войне, за которыми последовало ее возрождение и потрясающий рост, позволившей стране войти в число экономических лидеров мира.

Япония надеется, что новая эра Рейва позволит стране начать новую страницу в своей истории, вступив в эпоху экономического и дипломатического возрождения. Ожидается, что олимпиада 2020 года в Токио станет своего рода повторением олимпиады 1964 года, которая возвестила о возвращении Японии на мировую арену после войны и разрухи.

Однако в эту эпоху Япония столкнется с серьезными вызовами: население стареет и сокращается. Нехватку рабочих рук Япония надеется решить, пополнив ряды трудящихся женщинами и иностранными работниками.

После смерти императора Акихито — а ему сейчас 85 лет, и за два столетия он первым отрекся от престола, — к нему перейдет имя эпохи. Так, его отец, при жизни известный как император Хирохито, в настоящее время носит имя император Сёва.

Его отречение, совершенное из-за опасений по поводу здоровья на фоне тяжелого бремени должностных обязанностей, позволило правительству обнародовать название новой эры за месяц до ее начала, чтобы успеть напечатать новые календари и обновить программное обеспечение.

Деление на эпохи по имени монарха строится на древнекитайском представлении, что император властен даже над временем. С 645 года в Японии сменилось 247 эпох. Начиная с эпохи Мэйдзи (1868 год) на одно правление используется лишь один девиз.

Несмотря на повсеместное распространение в прошлом, летосчисление по генго пришло в упадок. Как показал недавний опрос в газете «Майнити», счет лет по императорам ведут лишь треть японцев (для сравнения, в 1975 году этой системой пользовались 82% японцев). Однако, хотя четверть современных японцев предпочитает западный календарь, многие используют оба календаря, поскольку даты и месяца в них совпадают.