Недавно любителей российских продуктов весьма обрадовало приятное для их вкусовых рецепторов заявление заместителя министра сельского хозяйства Оксаны Лут о том, что, возможно, молочные продукты российского производства начнут поставляться в Китай в конце этого года. Российские производители уже занялись разработкой продукции, соответствующей китайским вкусам.
Боюсь, что самый популярный молочный продукт из России — это мороженое. Именно его Путин привез на саммит «Большой двадцатки» в Ханчжоу в качестве особенного подарка. Этот саммит и возбудил такой интерес китайского населения к российскому мороженому. Любой китайский турист считает своим долгом «отметиться» у тележки с мороженым в ГУМе, к которой ежедневно собирается длинная очередь.
Знающие люди говорят, что на вкусовые качества российского мороженого влияет использование высококачественного молока и сохранение традиционного рецепта. Один китаец, долгое время живший в России, вернувшись туда снова, уже в качестве туриста, первым делом в магазине направился к холодильнику с мороженым. «Этот вкус не меняется с годами», — заметил он.
Если хотите понять вкусы россиян, одного мороженого будет недостаточно, нужно будет пойти в местный ресторан. Около моего дома как раз есть небольшая закусочная. Она занимает помещение около 20 квадратных метров, скромные белые стены и коричневый кирпичный пол, несколько прочных деревянных столов и стульев, на стене висит радиоприемник, который всегда вещает на одной частоте.
Заведение кажется скучным, но на самом деле хранит немало «вкусовых секретов». В холодильнике там можно найти свежее коровье и козье молоко, а также настоящий кефир. Он кислее нашего йогурта, но русским нравится. Они пьют этот слегка алкогольный и немного газированный напиток и преисполняются блаженством. Говорят, что кефир пришел с Северного Кавказа, где жители гор хранили козье молоко в сосудах из бараньей кожи и однажды поняли, что от этого его вкус меняется. Так и получился кефир.
Наибольшей популярностью в той закусочной пользуются небольшие жареные лепешки под названием «блины». Внешне они похожи на лепешки, которые продаются на улицах Пекина, но только толще, слаще и с приятным молочным ароматом. Блины можно есть с вареньем, но правильнее все же класть на них сметану или заворачивать в них творог.
Творог в России густой и вкусный. Если попросить русского выбрать между творогом и сметаной, он предпочтет второе. Многие говорят, что сметана также незаменима для россиян, как для китайцев соевый соус. Этот белый, мягкий, вязкий молочный продукт присутствует практически во всех блюдах русской кухни. Ее можно намазать на хлеб, в нее можно макать пельмени, и даже в борщ надо положить ложку. Однажды я заказал суп и попросил, чтобы туда не добавляли сметану, на что продавец с сожалением сказал: «Вы не почувствуете всего вкуса».
Почему россияне так любят молочные продукты? Наверное, это связано с тем, что употребление калорийных продуктов с высоким содержанием жиров помогает справляться с лютыми зимними холодами.
В последнее время на российском рынке увеличилось число молочной продукции. По мнению аналитиков, это связано с импортозамещением, к которому Россия обратилась после введения санкций и запрета на ввоз западных молочных продуктов в 2014 году. На знаменитом валдайском форуме я наблюдал один весьма занимательный случай: производители молочной продукции начали благодарить страны Запада за введенные ими санкции, сказав, что за последние несколько лет компании по производству молочной продукции получили большое развитие при поддержке правительства.
Аналитик сообщил нашему корреспонденту, что российские производители опасаются, что поступление российской молочной продукции на китайский рынок потребует от них немало усилий. Несмотря на отменные вкусовые качества, по мощности российские производители значительно уступают европейским, поэтому им будет непросто укрепиться на китайском рынке.
Российскому правительству известна современная ситуация в сфере производства молочной продукции. В ответ на благодарности западным санкциям, которые звучали на том форуме, Путин ответил, что предприятия, производящие молочную продукцию, должны улучшать ее качество и быть готовыми к острой конкуренции.