Георгий Елаев — один из немногих художников в России, рисующих комиксы. В этом году он был среди гостей фестиваля «Клуб миллионеров» в Лейпциге и представлял альтернативную комикс-культуру. На фестивале он рассказал о страхе, цензуре и самоцензуре на родине.
Георгий Елаев сидит на сцене за ноутбуком и показывает фотографии из Тюмени — города в Сибири, примерно в двух тысячах километров к востоку от Москвы. Георгий весьма популярен в рамках нынешнего «Клуба миллионеров» — на его выступлении зал переполнен.
Российские комиксы на этом мероприятии редкость. Их практически не переводят на немецкий язык, да и в целом не приходится говорить об обмене между россиянами и художниками, специализирующимися на этом виде искусства, из других стран Европы. «Клуб миллионеров» видит собственную миссию в «наведении мостов» — и именно этим и занимается Георгий. Это можно назвать небольшим проявлением немецко-российской дружбы, которую так приветствуют в Лейпциге.
В Советском Союзе комиксы не развивались
«В России у комиксов, по сути, нет истории. Я читал об этом и спрашивал у других людей, и, похоже, что в СССР комиксы воспринимались скорее как неполноценное и довольно специфичное американское искусство. И поэтому они не развивались».
Крис Рейнбоу (Chris Rainbow) девять лет живет в Москве, где владеет небольшим издательством.
«Думаю, каждый жалуется на низкий статус комиксов в своей стране, но в России ситуация еще хуже. Однако у нее есть обратная сторона: в России комиксы — это своего рода „чистый лист", и мы можем практически заново основать там это искусство».
Эту свободу можно наблюдать в русских комиксах на столах «Клуба миллионеров»: одни яркие и абстрактные, в других в рисунок вписаны фотографии.
Российские авторы комиксов, похоже, ломают правила этого жанра, по сути, даже не зная их. Показателен в этом плане пример комикса «Добро пожаловать на следующий уровень» Марии Фут, которая, намалевав на желтом фоне какие-то безумные круглые каракули, вырвалась из тесных рамок правил академического рисования художественных школ.
Благодаря социальным медиа российские авторы комиксов постепенно завоевывают популярность и за пределами своей родины: так, в 2018 году Георгий получил приглашение на фестиваль «Комик артс Бруклин» (Comic Arts Brooklyn) в Нью-Йорке. Комиксы, которые он повез с собой, ему прямо в аэропорт доставила в двух больших сумках одна из московских типографий.
«Сумки были черные, и я прилетел в Нью-Йорк, словно какой-то коммивояжер. По-русски таких называют челноками. И чувствовал я себя именно как челнок».
С чемоданами комиксов по российской провинции
Коммивояжером Георгию приходится быть и на родине. Со своими комиксами в чемоданах он уже проехал по огромной стране, побывав в таких городах, как Красноярск, Омск и Владивосток. Вся культурная жизнь в России сконцентрирована почти исключительно в Москве и Санкт-Петербурге, но он, организуя собственный фестиваль, пытается оживить и восточные регионы.
В этом году фестиваль состоится в конце марта на территории студенческого городка Тюменского университета. Когда Георгий опубликовал пост, в котором пригласил на фестиваль представителей ЛГБТ-сообщества, представители университета испугались за имидж учебного заведения. Ему пришлось удалить пост и передать в органы государственной безопасности список всех иностранных гостей.
«Мы живем словно в паноптикуме, описанном Фуко. В центре располагается пустая сторожевая башня, а люди живут своей жизнью вокруг этой башни, как будто под наблюдением — но в башне-то никого нет! Мы подавляем сами себя, как будто советские времена до сих пор влияют на Россию. Конечно, давно уже выросло молодое поколение, которое хочет что-то изменить в обществе, но и эти люди боятся пробовать новое. Приходится преодолевать цензуру, но, кроме того, есть еще и самоцензура — и это хуже всего».
Большинство людей личное оставляют при себе
Если в Германии или Франции комиксы часто бывают посвящены каким-то личным историям, то в России обычно рисуют сюжеты научно-фантастической направленности или в стиле фэнтези. Личные моменты большинство художников предпочитают оставлять при себе, говорит Георгий. Кроме того, нет сумасшедших, рисующих комиксы просто так, не рассчитывая на этом подзаработать.
Важную роль играет «Бумфест» в Санкт-Петербурге — единственный фестиваль в России, на который приезжают многие европейские и американские мастера комиксов. Впрочем, в прошлом году его пришлось отменить из-за отсутствия финансовой поддержки. Георгию в Сибири тоже приходится вести борьбу — с бумажной волокитой, с предрассудками и страхами, с нехваткой финансов. Но он добивается успеха.
Из США в Сибирь в конце марта приедут Лейл Вествинд (Lale Westvind), Томас Лэмпион (Thomas Lampion) и Рон Ридж (Ron Rege). А здесь, на фестивале «Клуб миллионеров», Георгию удалось наладить немало новых связей. В следующем году многие из этих людей наверняка заходят приехать в Тюмень. Для Георгия комиксы, по сути, стали ключом к большому миру.
«Я нашел свое место в мире»
«Даже если это всего лишь комиксы, такая на первый взгляд мелкая и незначительная деятельность, — для меня это сработало. Я сейчас сижу здесь, и со мной — мои книги. Мне это очень помогло, и думаю, что это может помочь многим людям.
Раньше я был очень замкнутым, этаким серьезным и молчаливым типом. Но благодаря комиксам я начал путешествовать и рисовать разные вещи, встретился с разными людьми с такими же интересами, и они стали моими друзьями. С тех пор у меня есть ощущение, что мне удалось найти свое место в мире».