В словаре турецкого языка понятие «интеллигент» определяется как «культурный, образованный, воспитанный, прогрессивно мыслящий человек, интеллектуал». А в англоязычных словарях, скорее, встречается такое определение этого понятия: «человек, который имеет склонность к критическому мышлению и поиску, восприимчивость к общественным проблемам и предложения по их решению, является общественно значимой фигурой».
Тема интеллигенции всегда была одной из самых спорных в истории Турции. Кто такой интеллигент, что он делает или чего не делает — на этот счет до сих пор существуют разночтения. Интеллигенция традиционно была вовлечена в такие вопросы, как усилия по вестернизации, идеологические ценности, общественно-политические линии разлома.
Для кого-то интеллигенция идет впереди общества и указывает ему путь, а другие, кто относится к интеллигенции критически, могут считать интеллигентов оторванными от общества людьми. Один из интересных аспектов этой проблемы — отношения интеллигенции с властью. В этом контексте, на мой взгляд, особого внимания заслуживают примеры Назыма Хикмета и Льва Толстого…
Великий русский писатель Толстой снискал большое признание и успех как внутри страны, так и за рубежом. К его идеям прислушивались, он был чувствителен к проблемам общества и пребывал в постоянном поиске. Нельзя сказать, что Толстой был доволен властью. Одно время он резко критиковал императора за русско-японскую войну. Издатель российской газеты «Новое время» даже писал: «Два царя у нас: Николай II и Лев Толстой». А народ обожал и поддерживал писателя.
У Толстого всегда были свои самобытные идеи. Он не ощущал себя лояльным или обязанным какому бы то ни было властному институту. Ни царю, ни церкви. Толстой был отлучен от церкви. На похороны писателя пришло невиданное множество людей. Русский народ питал большую любовь к нему.
Назым Хикмет и Вала Нуреддин (Vala Nureddin, турецкий журналист, писатель, переводчик — прим. пер.), когда им было по 20 лет, прибыли в Анкару, чтобы поддержать войну за независимость. Молодым людям не позволили пойти на фронт, и решено было отправить их в Болу в качестве преподавателей. В то время кто-то из близких, понимая их денежную нужду, предложил Хикмету написать стихотворение об Ататюрке за деньги. «Я не пишу стихи на заказ», — отрезал Хикмет. Но позже поэт создаст самые прекрасные четверостишия об Ататюрке и национально-освободительной войне. Конечно, когда почувствует в себе потребность к этому…
В сталинское время, уже будучи в Москве, Хикмет, хотя и неявно, выступал против власти. Например, некоторые даже считали турецкого поэта, который защищал Зощенко и помогал ему, оппозиционным лидером. Это полезно знать всем трусам, которые любят голословно обвинять Хикмета. Он был смелым человеком и настоящим интеллигентом. Он не смог приехать в свою страну, но оставил глубокий след в сердцах людей.
В этом и заключается манера интеллигента. В ней нет места трусости, она не терпит сгибания спины перед властью, требует оригинального, добросовестного, независимого мышления. Интеллигент не обязательно во что бы то ни стало должен быть оппозиционером, но он осторожно относится к власти. Манере интеллигента принадлежит особое место в универсальном наследии человечества, укреплении братства и дружбы, поисках решения насущных проблем. Взгляды интеллигента могут идти вразрез с идеями большинства. И приближаться к власти в поисках экономической выгоды также недостойно манеры интеллигента.