14 апреля Организация Объединенных Наций планирует провести конференцию по национальному примирению в Ливии. Сейчас новая гражданская война между противоборствующими группами в североафриканской стране может разрушить эти планы. Вместо того чтобы вести переговоры о стабилизации в стране, о разделении власти, спецпредставитель ООН по Ливии Гассан Саламе должен теперь попытаться предотвратить новую эскалацию боевых действий, которые в скором времени могут достичь столицы Триполи.
Европа должна быть больше всех заинтересована в стабилизации ситуации. Ведь Ливия по-прежнему является основной транзитной страной мигрантов на пути из Африки в Европу. В лагерях царят нечеловеческие условия — пытки и насилие здесь в порядке вещей. Пока в значительной части Ливии царит анархия, нелегальные контрабандисты могут заниматься своим прибыльным бизнесом.
С парламентских выборов 2014 года страна остается расколотой. Восток с метрополией Бенгази контролирует полководец Халифа Хафтар вместе со своими формированиями. В Триполи расположилось признанное на международном уровне правительство национального единства во главе с премьер-министром Фаизом Сараджем, которому после прихода к власти в марте 2016 года так и не удалось взять контроль в свои руки. Правительство удерживает свои позиции в столице только благодаря поддержке некоторых влиятельных военизированных формирований. Большие территории на Западе страны в действительности находятся под контролем местных группировок.
Европа совершила ошибку, предоставив страну самой себе после свержения при поддержке НАТО диктатора Муаммара Каддафи в 2011 году. В хаос Ливия погрузилась не в 2011 или 2012 году, а в 2014-м. В последнее время наблюдалась жесткая конкуренция между бывшей колониальной державой Италией и Франций за посредническую роль. Кроме того, соперничающие региональные державы без противодействия со стороны Запада ведут в Ливии войну чужими руками. По всей видимости, Хафтар получает поддержку из Египта и ОАЭ и в менее открытой форме — от России, а также из Франции. Турция и Катар поддерживают другую сторону, в основном исламские группировки из Мисраты.
Целенаправленные санкции могут лишить насилие привлекательности
Пока ЕС и Совет безопасности ООН молча наблюдали за тем, как Хафтар военными методами овладевал югом страны и важными нефтяными месторождениями. Если сейчас США вместе с Францией, Великобританией, Италией и ОАЭ в совместном заявлении пригрозят призвать к ответу тех, кто разжигает гражданскую войну, за этим быстро должны последовать действия.
Ливия, в отличие от ряда кризисных государств на Ближнем Востоке, обладает достаточным количеством ресурсов для обеспечения собственного населения. Конфликты проходят там не вдоль конфессиональных разделительных линий. Речь в большей степени идет о том, кто контролирует богатства страны, прежде всего нефть. Хафтар и другие лидеры военных формирований, в том числе на стороне правительства, несмотря на свою беспрерывную претенциозную риторику, ориентируются в меньшей степени на идеологию и в большей — на экономические интересы.
Это отправная точка. Пусть при помощи целенаправленных санкций невозможно урегулировать конфликты, но расходы военачальников вырастут, и насилие утратит привлекательность. Вместо того чтобы негласно поддерживать одну или другую сторону в Ливии, все зарубежные державы должны приложить усилия, чтобы посадить стороны за стол переговоров. И если по-другому не получится, европейцы должны быть готовы вместе с арабскими странами отправить в страну миротворческие силы.