Сообщения о предполагаемом отстранении президента Судана Омара аль-Башира (Omar Al-Bashir) от власти поступили на фоне масштабных народных протестов против его режима. В акциях протеста приняли участие тысячи людей по всей стране. За последние несколько дней преимущественно мирные акции протеста переросли в ожесточенные столкновения с различными подразделениями правительственных сил.
По мере распространения новостей о переменах в стране улицы Хартума постепенно заполнились ликующими людьми, о чем сообщили источники на местах и пользователи соцсетей. Тысячи людей прошли маршем к штабу вооруженных сил в Хартуме, танцуя, стуча в барабаны и выкрикивая антиправительственные лозунги. Как рассказали очевидцы, автомобилисты жали на гудки, а женщины громко улюлюкали, радуясь переменам.
«Он — трус, и его свергли», — кричали люди на улицах столицы, где находилось множество военных. На улицах было много бойцов сил быстрого реагирования, которые тесно связаны с Баширом, однако они не вступали в конфликты с протестующими. Очевидцы рассказали, что многие военнослужащие праздновали вместе с протестующими, показывая знаки победы пальцами. Кто-то видел, как один солдат даже похлопал участника акции протеста по спине и поздравил его.
Однако группа, которая возглавила акции протеста в столице, — «Суданская ассоциация профессионалов» — призвала людей продолжить выходить на демонстрации и организовать сидячую акцию у здания Министерства обороны. В своем заявлении, с которым ознакомились репортеры Си-эн-эн, эта организация, объединившая врачей, юристов и журналистов предупредила о недопустимости установления исключительно военного режима.
«Чего мы не принимаем, так это возобновления прежнего режима или того, что армия станет единственной силой во власти», — заявила эта ассоциация. В своей «Декларации свободы и перемен» «Суданская ассоциация профессионалов» включила свержение прежнего режима и передачу власти переходному гражданскому правительству в список своих требований.
В другом своем публичном обращении к протестующим, прозвучавшем в четверг, 11 апреля, представители этой ассоциации заявили, что они будут защищать «революцию до тех пор, пока ее цели не будут полностью достигнуты».
Башир пришел к власти в результате государственного переворота в 1989 году и стал президентом Судана в 1993 году. Его обвиняют в проведении этнических чисток в провинции Дарфур, а в 2015 году его чуть было не арестовали, когда он приехал в ЮАР. Протесты в Судане начались как демонстрации против роста повседневных расходов, однако постепенно призывы к свержению Башира стали звучать все чаще, и люди стали устраивать массовые митинги и сидячие демонстрации у президентского дворца и штаб-квартиры вооруженных сил страны. В феврале Башир объявил о введении в стране режима чрезвычайного положения сроком на год.
Прошедшая на этой неделе сидячая акция протеста стала самой масштабной демонстрацией с момента начала выступлений ранее в этом году. Ее участники, собравшиеся на улицах столицы, были готовы терпеть жару в 43 градуса по Цельсию.
Во вторник, 9 апреля, военные суданской армии вмешались, чтобы защитить протестующих в Хартуме, после того как силы национальной безопасности попытались разогнать массовую сидячую акцию протеста.
Ранее на этой неделе среди протестующих царило приподнятое, почти победное настроение. Люди выкрикивали слово «революция» и размахивали национальными флагами, пока солдаты наблюдали за ними со стороны.
На некоторых фотографиях, сделанных в столице Судана, видно, что протестующие сидят на крышах военных автомобилей и раздают бутылки с водой, в то время как другие делают селфи с солдатами вооруженных сил, показывая пальцами знаки победы.
Команда репортеров Си-эн-эн приехала в Хартум в марте, после того как поступили сообщения о том, что в попытке разогнать демонстрации службы безопасности страны, возможно, совершают военные преступления.
Как сообщил Центральный комитет врачей Судана, с субботы в ходе массовых протестов погибло 22 человека, в том числе пятеро солдат.
Правительство Судана сообщило о том, что с момента начала акций протеста ранее в этом году в них погибло 32 человека, включая троих сотрудников служб безопасности. Между тем врачи и активисты оппозиции утверждают, что число жертв уже достигло 78 человек, не считая потерь среди военных.
С момента начала протестов в декабре 2018 года более 3 тысяч человек были арестованы, о чем свидетельствуют данные, собранные журналистами Си-эн-эн входе бесед с активистами, юристами и жертвами. Многие из арестованных попали в секретные места лишения свободы, известные как «дома призраков», существование которых правительство отрицает, где задержанных подвергают физическим и психологическим пыткам.
Власти Судана попытались подвергнуть цензуре освещение протестного движения в прессе, и журналисты столкнулись с тем, что публикация материалов о демонстрациях может обернуться пожизненным заключением или даже смертной казнью.