Всего несколько месяцев назад американский президент Дональд Трамп пригрозил Турции экономическим крахом за то, что она бросила за решетку американского пастора. Но сегодня между этими союзниками по НАТО назревает еще более серьезный кризис, который чреват серьезными последствиями для трансатлантической безопасности. На сей раз спор возник из-за решения Анкары закупить в России зенитно-ракетные комплексы С-400.
Грядущая сделка вызвала серьезную обеспокоенность в Вашингтоне. В результате Турция может подвергнуться санкциям в соответствии с законом «О противодействии противникам Америки посредством санкций». США могут даже отказаться от поставок в Турцию истребителей нового поколения F-35.
Поскольку сделка по С-400 с Россией может иметь столь негативные последствия для американо-турецких двусторонних отношений, возникает вопрос: как вообще это соглашение могло приблизиться к финишной черте, и кто это допустил? Ответ в равной мере связан со склонностью турецкого президента Эрдогана к конфронтации и с беспечностью администрации Трампа.
Для турецкого президента покупка С-400 — это тактический прием, имеющий целью добиться от Вашингтона уступок при приобретении противовоздушной и противоракетной системы «Пэтриот», которую союзники получают в случае необходимости. Из всех членов НАТО Турции в наибольшей степени угрожает распространение баллистических ракет на Ближнем Востоке. В 2011 году командующий Корпусом стражей исламской революции заявил, что Тегеран может нанести удар по натовским радиолокационным станциям (РЛС) в Турции, если Соединенные Штаты или Израиль нападут на Иран.
Ответом альянса стал поэтапный адаптивный подход к противоракетной обороне (ПРО), предусматривающий создание интегрированной архитектуры РЛС и ракет-перехватчиков с целью защиты стран НАТО от баллистических ракет. Такая система якобы неспособна прикрыть всю турецкую территорию из-за близости Турции к Ирану и Сирии. По этой причине Анкара чувствует себя незащищенной.
В такой ситуации было бы правильнее в духе НАТО помочь военной промышленности Турции разработать собственные средства противоракетной обороны за счет передачи технологий и совместного производства.
Сделка по С-400 также стала важнейшей составляющей турецкой политики в Сирии, где Анкара постепенно меняла свои позиции. Если сначала она поддерживала смену сирийского режима, то сейчас хочет отстаивать интересы собственной безопасности, препятствуя распространению курдского влияния на севере Сирии. Намекая на сближение с Россией, Турция хотела вынудить американское правительство пересмотреть политику поддержки отрядов народной самообороны курдов в Сирии (YPG). Дело в том, что Турция рассматривает эти отряды как дочернюю организацию ненавистной туркам Курдской рабочей партии (PKK) (возникшее в 1980-е годы движение за создание независимого курдского государства в Турции, до 1999 года возглавлялось Абдуллой Оджаланом — прим. ред.). В свое время Вашингтон признал PKK терррористической организацией.
Ни одно политическое решение в истории не нанесло более серьезного вреда репутации США в Турции, чем их продолжающиеся попытки использовать курдские вооруженные формирования для достижения своих целей. Не исключено, что Вашингтон увидел в этой группировке удобное средство для разгрома ИГИЛ (запрещено в России — прим. перев.), но в результате он настроил против себя Анкару. Разрушение взаимного доверия, вызванное американской поддержкой курдских формирований, стало важным фактором, изменившим расчеты Анкары и заставившим ее пойти на покупку стратегических систем вооружений в России.
Ситуацию осложнило и то, что на первые шаги Турции по сближению с Москвой Вашингтон отреагировал слабо и не сразу. Когда Анкара в 2017 году заключила соглашение с Кремлем, американские руководители не сразу дали понять турецким властям, что их будут ждать серьезные последствия, если они закупят российские системы. Возможно, они думали, что это переговорная тактика Турции, и что со временем этого союзника по НАТО легко можно будет убедить отказаться от сделки с Россией. Другая возможная причина в том, что на тот момент еще не был принят закон о санкциях.
Только сейчас, когда до поставок осталось несколько месяцев, американское правительство усилило политическое и дипломатическое давление, пытаясь убедить турецкие власти отказаться от закупок российской техники. На прошлой неделе вице-президент США Майк Пенс снова прибег к критике, предупредив Анкару: «Турция должна сделать выбор. Хочет ли она остаться важнейшим партнером внутри самого успешного военного альянса в истории, или она готова рискнуть безопасностью такого партнерства, принимая безответственные решения, ослабляющие наш альянс?»
Сам Трамп очень невнятно изложил американскую позицию своему турецкому коллеге. Эрдогану до сих пор кажется, что Трамп воспользуется своими президентскими прерогативами, дабы урегулировать этот спор. Кроме того, у американской администрации ушло 17 месяцев на то, чтобы снова предложить Турции ракетные системы «Пэтриот», которые производятся оборонной компанией «Рейтеон» (Raytheon).
Два союзника по НАТО попали в западню конфронтации, не имея пространства для маневра. Турция, по всей видимости, не желает отступать, несмотря на острую критику из Вашингтона. А Соединенные Штаты уже думают о введении санкций, об отмене сделки на поставку 100 самолетов F-35 для ВВС Турции и 24 для ее ВМС, а также об исключении Турции из программы совместного производства комплектующих для F-35, в рамках которой турецким компаниям был предоставлен инвестиционный портфель в 12 миллиардов долларов.
Но даже если ситуация будет развиваться по оптимальному для Турции сценарию и Трамп защитит Анкару от санкций, обосновав это соображениями национальной безопасности, турецкому правительству все равно придется выбирать между российским ЗРК и американским самолетом пятого поколения. Отдав предпочтение С-400, Турция лишится целого ряда факторов повышения боевых возможностей. Это помешает ей демонстрировать свою силу и негативно повлияет на оперативную совместимость с военной техникой НАТО. Если же США введут против Турции санкции, что более вероятно, это будет иметь долгосрочные стратегические последствия для НАТО. Не исключено даже, что Турция усомнится в целесообразности своего членства в альянсе.
Дабы избежать таких потрясений в трансатлантическом альянсе, американскому правительству в предстоящие месяцы надо будет убедить Анкару отказаться от закупок С-400 в России. Для начала Соединенные Штаты могут доработать свое предложение по комплексам "Пэтриот«. Турецкие власти говорят, что последнее американское предложение, предусматривающее поставку 80 ракет «Пэтриот» MIM-104E с улучшенной системой наведения и 60 более современных ракет PAC-3 MSE, все равно намного дороже, чем российская система. Вашингтон также должен дать гарантии по поставкам на тот случай, если Анкара откажется от закупок С-400.
Турция в ответ может смягчить удар, который будет нанесен России (отказом от покупки у Москвы ракет С-400 — прим. ред.). Как вариант, она может убедить Москву найти другого покупателя комплексов С-400, предназначенных для Турции, а также компенсировать ей возможные финансовые убытки. Другой вариант: на выделенные для покупки С-400 деньги приобрести в России нестратегические системы вооружений, а именно отдельные системы, такие как «Панцирь», которые не представляют угрозы для базирующихся в Турции сил и средств НАТО.
Чтобы устранить нависшую над НАТО опасность, Вашингтон и Анкара должны признать прошлые ошибки и продемонстрировать готовность скорректировать свои позиции. Возможно, для Трампа и Эрдогана идея о таком взаимном прощении кажется невыполнимой, но такие шаги очень важны для сохранения сил трансатлантического альянса.