В субботу, 6 апреля, на протестную акцию под девизом «Gemeinsam gegen Verdrängung und Mietenwahnsinn» («Вместе против выселения и безумия квартплат») на улицы немецкой столицы вышли, по подсчетам организаторов, почти 35 тыс. человек. Полиция точное число участников не называет, говоря о «многих тысячах демонстрантов». Год назад, по данным полиции, в первой крупной протестной акции такого характера приняли участие более 10 тыс. человек.
Согласно исследованию, проведенному Институтом немецкой экономики (IW), арендная плата, требуемая частными арендодателями, в последние годы резко увеличилась. Так, разница арендной платы между частными и муниципальными жилищными компаниями в 2013 году составляла 0,70 евро за 1 кв. м, а в 2017-м уже 1,30 евро. Но главное, что страшит людей — это действия спекулянтов недвижимостью: дом старой постройки продается, новый собственник проводит его реновацию, аренда взлетает в два, а то и в три раза, и неспособному ее платить жильцу предлагают «с вещами на выход».
«В течение пяти лет мы имеем рост строительства нового жилья, но это не восполняет дефицита, поскольку социального жилья по доступным ценам построено слишком мало, — объясняет спикер Немецкой ассоциации арендаторов (Deutscher Mieterbund e. V.) Ульрих Роперц (Ulrich Ropertz). — Кроме того, такие риэлторские компании, как Vonovia или Deutsche Wohnen, пользуясь своим общенациональным влиянием, блокируют принятие мер по контролю за арендной платой».
Организаторы субботней акции рассчитывают собрать необходимые подписи уже в ближайшее время. Инициатор проведения референдума, берлинский адвокат Русбех Тахери (Rousbeh Taheri) считает, что надо вынудить риелторов вернуть квартиры в собственность города. «Да, это идея экспроприации, — говорит Тахери. — Но ее можно осуществить в соответствии с Основным законом Германии. Статья 15 допускает при определенных условиях передачу земли или средств производства в общественную собственность. Большинство этих квартир когда-то принадлежало городу. Вот мы и хотим вернуть жилье первоначальному собственнику. Большинство берлинцев на нашей стороне. Об этом свидетельствуют и опросы населения. Одним таким ударом мы защитим полмиллиона горожан. Сегодняшней акцией мы ясно показали, что готовы сопротивляться, что не будем отдавать свой город спекулянтам, которые стекаются в Берлин из-за рубежа, думая, будто могут здесь проворачивать все, что им угодно».
По оценкам столичного Сената, предлагаемая Тахери и его сторонниками «экспроприация» обойдется в сумму от 28,8 до 36 млрд евро (сторонники экспроприации говорят о 18 млрд евро). Вместе с неизбежными дополнительными расходами сумма может в итоге достигнуть 40 млрд. И это при том, что на сегодняшний день задолженность Берлина и без того составляет почти 60 млрд евро.
Концерн Deutsche Wohnen, которому принадлежит около 160 тыс. квартир, из них 111,5 тыс. в Берлине, особенно привлекает внимание инициаторов референдума (глава концерна теперь перемещается по Берлину с охраной, а у их офиса в столичном р-не Steglitz только в ночь на позапрошлую среду сожгли две машины).
Генеральный директор Deutsche Wohnen Михаэль Цан (Michael Zahn), выразив «понимание проблем квартиросъемщиков», назвал их требования «очень популистскими и идеологическими». По его мнению, ситуацию улучшит отмена налога с продаж на строительные работы и введение государственной помощи слабым в финансовом отношении арендаторам.
Более разговорчивым оказался пресс-секретарь Deutsche Wohnen Марко Ростек (Marco Rosteck): «Мы твердо верим, что экспроприация невозможна, — заявил он. — Берлинская конституция ее запрещает. Кроме того, инициаторы экспроприации пока не смогли обосновать, как возникло число 3000 квартир. А чем можно обосновать запрет компаниям на получение прибыли? Так что все это представляется чистым произволом. Кроме того, в 2020 году в Берлине, как и во всех других федеральных землях, вступает в силу „долговое торможение" (Schuldenbremse). Это означает, что в соответствии со статьей 109 конституции Берлина, город обязан сбалансировать свой бюджет без каких-либо займов. Мы считаем невозможным, чтобы Берлин мог выплатить сумму, необходимую для компенсации, без нарушения „долгового тормоза" и, соответственно, своей конституции».
Акции, аналогичные берлинской, прошли в минувшую субботу в Ганновере и Дрездене, Кельне и Лейпциге, Мангейме и Франкфурте-на-Майне, Штутгарте и еще в 11 крупных городах Германии, а также в Париже, Барселоне, Лиссабоне и десяти других европейских городах.