Риторика о «проблеме выживания» больше всего использовалась во время муниципальных выборов в Турции. Да, перед Турцией стоит такая проблема. Но оппозиция не пожелала связывать ее с выборами.
Официальные заявления последних дней о поисках решения проблем отношений Турции и США вступают в противоречие с риторикой предвыборного периода. Министр национальной обороны Турции Хулуси Акар (Hulusi Akar) отметил: «С-400, покупаемые у России, будут защищать Анкару и Стамбул. А Ф-35 (F-35) будут размещены в Малатье».
То есть предпринимается попытка не допустить, чтобы Ф-35 попали на радары С-400 в качестве «своих», и найти решение аргументу США «две системы не могут находиться рядом друг с другом».
Анкару благодаря ее географическому положению защитить нетрудно. Она находится в центре Анатолии. Это одна из причин, по которой Ататюрк задумал сделать Анкару столицей.
Стратегическое значение Стамбула, проливов неоспоримо. Хорошо, но откуда, как мы считаем, исходит угроза для Босфора? От союзников по НАТО на северо-западе или от России, у которой мы покупаем системы?
В этом регионе степень восприятия угрозы может повыситься в любой момент, но в настоящее время о какой-либо критической ситуации речи не идет.
Но какая жгучая проблема не дает нам отказаться от покупки С-400, несмотря на всю критику?
Один из бывших министров национальной обороны Турции Нуреттин Джаникли (Nurettin Canikli) на слушаниях по бюджету своего ведомства в Великом национальном собрании Турции объявил: южные границы с Сирией и Ираком и события по ту сторону от них.
Эти две страны не могут защитить границы с Турцией. Отсутствие стабильных администраций в них ведет к возникновению у Турции восприятия угрозы и превращению этого восприятия в «проблему выживания».
Однако мы говорим, что можем держать приграничный регион вне зоны охвата таких эффективных оборонительных систем, как С-400, которые мы покупаем.
Еще один вопрос — события, которые могут произойти в связи с газовыми месторождениями в Восточном Средиземноморье и будут не в пользу Турции. Если С-400 будут защищать Анкару и Стамбул, Восточное Средиземноморье тоже будет оставаться вне зоны охвата этих систем, и сдерживание в этом регионе с нашей стороны ослабнет.
В этих условиях Турция, приобретая С-400, упускает преимущества, которых желает добиться в региональных вопросах?
А другое измерение проблемы — целостная концепция обороны страны. Один из принципов, которые мы узнали на военной службе: врага нужно бить его же оружием. Что мы будем делать, если в Стамбуле, Анкаре нам понадобятся Ф-35?
Деление нашего национального воздушного пространства на зоны С-400 и зоны Ф-35 не создаст других проблем?
Насколько правильно ограничивать использование систем противовоздушной обороны, которые мы покупаем за деньги, и истребителей, в производстве которых мы участвуем?
Да, перед Турцией стоит проблема выживания, и нам нужно принимать меры.