Новым президентом Украины стал Владимир Зеленский, который по данным экзитполов, набрал более 70% голосов.
Первый самый очевидный вывод, который можно из этого сделать, состоит в том, что Украина стала европейским государством. Порошенко, в руках которого был весь административный аппарат, армия и спецслужбы, не фальсифицировал результаты выборов и, позорно уступив актеру и юмористу, пользующемуся поддержкой как минимум одного олигарха, признал свое поражение. В России такую ситуацию представить было бы невозможно. Если Москва напала на Украину, стремясь дискредитировать ее и не позволить россиянам увидеть, как можно жить иначе, в этом аспекте Путин уже проиграл.
Однако одновременно он выиграл: будущее Украины стало тайной, покрытой мраком, а это тоже могло входить в список его целей. На самом деле украинцы выбрали человека-загадку, политическая программа которого неизвестна. Возможно, избиратели на Днепре настолько привыкли ко лжи политиков, что просто не обращали уже внимания на программы, и поэтому аргументы уходящего президента о том, что у его соперника таковой вообще нет, на них не действовали.
Это должно послужить предостережением для польских политиков: не следует слишком много лгать, ведь однажды может появиться кто-то, кто даже не будет пытаться обманывать и победит, просто не говоря ничего, то есть место постполитики, в которой слова не имеют значения, займет «постпостполитика», в которой слова можно не произносить.
Проголосовав за Зеленского, украинцы выбрали в каком-то смысле бегство от реалий. А те выглядят так, что на улучшение условий жизни понадобится еще много лет. Тем не менее при Порошенко Украина начала постепенно меняться к лучшему. Конечно, процесса деолигархизации мы не увидели, но он не станет возможным и при Зеленском. Какую деолигархизацию можно провести, если главой государства был то стремящийся стать олигархом Янукович, то олигарх Порошенко, то Зеленский, кандидатуру которого выдвинул олигарх Коломойский!
Преображение Украины
На Украине медленно, но все же велась борьба с коррупцией, а украинское государство, которое команда Януковича разграбила и привела на грань краха, смогло встать на ноги. Украинская армия, практически не существовавшая в момент российской агрессии, стала реальной и приобрела боевой опыт. Теперь она способна оказать сопротивление не только нанятым Москвой бандитам, но и регулярным подразделениям российской армии (которых, как утверждает Кремль, на Украине нет).
Главное, Порошенко удалось сохранить прозападный вектор украинской политики, с чем приходится считаться даже тем странам Запада, которые относятся к Киеву с неприязнью. Не менее важно и то, что Порошенко смог стабилизировать бюджет и успокоить общественные настроения. В результате миф о силе «бандеровцев» или образ Украины как несостоявшегося государства остались лишь в фантазиях представителей наиболее пророссийских кругов в Польше, для которых (по глупости или за российские деньги) память о Волынской резне равняется ненависти к украинцам.
Сейчас стабилизацию Порошенко сменит эпоха неопределенности. В команде нового президента причудливым образом сочетаются люди с прозападными взглядами и бывшие члены «Партии регионов» скомпрометировавшего себя и сбежавшего в Россию бывшего президента-клептократа Виктора Януковича. Обращение Зеленского как к прозападному, так и к более центристскому электорату (с явно пророссийским он заигрывать не мог, хотя и адресовал ему сигналы) говорит о том, что можно ожидать легкой корректировки курса и попыток несколько активнее вести диалог с Россией.
Это не должно вызывать удивления: всем, к сожалению, ясно, что у Украины нет никаких европейских, а тем более евроатлантических перспектив (хотя одновременно Запад понимает, что в сферу российского влияния украинское государство тоже уже не попадет). Возможная корректировка курса не означает, что произойдут какие-то фундаментальные перемены. Таким путем не позволят пойти украинцы, стоящие на прозападных позициях: они уже дважды показали, что у них есть силы и возможности поднять бунт.
Выступая с речью, в которой он поблагодарил своего соперника, Порошенко не производил впечатления отчаявшегося или проигравшего. По мере того, как украинцы будут осознавать, что Зеленский — это не спаситель и не чудотворец, отношение к бывшему главе государства начнет меняться, тем более что в его выступлении звучали намеки на перспективу его превращения в лидера оппозиции.
Что смена власти принесет Польше?
Для Польши со «сменой караула» в Киеве связан один шанс и две угрозы. Смена главы государства может стать предлогом для перезагрузки отношений с Украиной, которые начали отчетливо буксовать из-за исторических споров, в первую очередь на тему Волынской резни. При этом угрозы гораздо более реальны, чем шансы. Если Зеленский попробует завязать некий, повторюсь, осторожный диалог с Москвой, ему придется предложить что-то взамен националистическому электорату, и здесь конфликт с Польшей может оказаться очень кстати, тем более что не имеющая поддержки в рамках ЕС Варшава навредить Киеву не в силах.
Риск связан также с тем, что пока попытки урегулировать ситуацию на востоке Украины не имели никаких шансов на успех, отсутствие Польши за столом переговоров можно было еще как-то объяснить, но если начнется реальный диалог (а он все-таки должен начаться), подключаться к нему будет уже поздно. Сценарий, в котором мы сможем рассчитывать только на обрывки информации о ходе украино-российско-немецко-французских переговоров, покажет, какую на самом деле роль играет Польша в восточной политике Запада, а она, что бы мы ни думали сами, невелика.
Наши отношения с Россией (правда, не по нашей вине) выглядят очень плохо, с Францией и Германией (здесь от нас уже ничего не зависит) — не лучшим образом, а отношения с Украиной мы в значительной мере испортили сами. Самое главное, не слышно сообщений о том, что польская дипломатия наладила какие-то контакты с окружением нового президента или тем более им самим, тогда как президент Макрон уже успел встретиться с Зеленским лично. Мы такую встречу организовать даже не пытались.
В игре, конечно, присутствуют также американцы, при этом ни они, ни немцы (с французами все не так очевидно) не собираются «сдавать» Украину. Раз перспектива как «сдачи» Украины, так и ее присоединения к западным структурам выглядит в равной степени нереальной, в игре за выработку формы промежуточного варианта будет важна малейшая деталь, но Польша, судя по всему, повлиять на этот процесс никак не сможет.