Заместитель министра иностранных дел России Александр Грушко в интервью отметил, что население Крыма изъявило «явное желание» объединиться с Россией, и что данное решение «не нарушает» устав Организации Объединенных Наций.
«У населения Крыма было явное желание присоединиться к Российской Федерации. Это абсолютно согласуется с Уставом ООН. И хотя говорят, что напряжение в черноморском регионе нарастает, никакой угрозы войны нет», — заявил в интервью информационному агентству «Луза» (Lusa) российский политик. Александру Грушко 63 года, его дипломатическая карьера началась в 1977 году, а между 2012 и 2018 годами он был постпредом России в НАТО в Брюсселе.
Россия аннексировала Крым в марте 2014 года, когда в Киеве потерпело крах «пророссийское» правительство, и организовала референдум по возвращению полуострова в состав Российской Федерации. Поддержали решение, по официальным данным, более 97% голосовавших.
Россия «всегда присутствовала в Крыму»
В последнее время в районе Черного моря усиливается присутствие вооруженных сил России и НАТО, что стало новым поводом для трений между Западом и Москвой.
Что касается этой ситуации, российский замминистра считает, что нет необходимости в военном присутствии стран, которые не являются частью этого региона, учитывая, что три омываемых Черным морем государства — Румыния, Болгария и Турция — входят в НАТО, а последняя из этих стран «обладает значительной военной мощью», и добавил, что в этом чувствительном регионе в пределах Европы всегда существовал баланс сил.
«Присутствие Российской Федерации в Крыму никогда не прекращалось. Когда Крым принадлежал Российской империи, когда он был частью Советского Союза, когда Никита Хрущев отдал его Украине, — морской флот Российской Федерации всегда там присутствовал. Там был морской, воздушный и наземный контингент, включая береговую охрану и стрелковые подразделения», — сказал он.
«Таким образом, в этом отношении ничего особенно не изменилось», — добавил Александр Грушко, который в минувший четверг участвовал в двусторонних политических консультациях, посвященных главным образом активизации торговли и инвестиций и укреплению сотрудничества в сфере культуры, а также обмену мнениями о международной повестке дня«.
Как обеспечить безопасность на Черном море
Безопасность на Черном море, с точки зрения российского дипломата, могут обеспечить лишь совместные инициативы с участием всех прибрежных государств, а также поощрение взаимного доверия и экономического сотрудничества.
Тем временем, говоря о происшествии в Керченском проливе между Черным и Азовским морями в ноябре 2018 года, в котором участвовали российские и украинские корабли, причем экипажи украинских кораблей были задержаны, он ограничился заявлением о том, что это была «провокация» со стороны Киева.
Одновременно с этим он определил вооруженный конфликт на востоке Украины с участием пророссийских сепаратистов как «внутренний вопрос» соседнего государства.
«Речь идет о внутреннем конфликте на Украине, и мы прилагаем все усилия, чтобы минские соглашения выполняли обе стороны: как киевские власти, так и Донецк с Луганском», — сказал он, подразумевая две самопровозглашенные пророссийские республики Донбасса. В Киеве и на Западе считают, что они получают прямую военную поддержку от Москвы, которая продолжает все отрицать.
Российский дипломат признал, что соблюдение минских соглашений, подписанных в 2015 году, позволит Донецку и Луганску снова стать «законной частью территории Украины», но лишь при условии полного уважения к местному русскоязычному населению и по окончании конфликта, который уже привел к гибели 13 тысяч человек и вынудил тысячи людей покинуть свои дома.
«Речь идет о языке, о праве отмечать праздники так, как подсказывает сердце, об особом статусе… Эти аспекты были согласованы на самом высоком политическом уровне во время встречи президентов в „нормандском формате" [четырех стран — Франции, Германии, России и Украины, которые разработали минские соглашения]», — сказал он.
Помимо того, что российский дипломат обвинил Киев в несоблюдении минских соглашений, а украинских чиновников в том, что они не содействовали отводу тяжелых вооружений с линии фронта, как было оговорено в этом документе, он гарантировал участие Москвы в процессе, призванном создать предпосылки для мира, стабильности и прямого диалога между сторонами.
«Для нас совершенно ясно, что необходимо соблюдать все договоренности, достигнутые в Минске и на других встречах „нормандского формата". Нельзя открывать ящик Пандоры; переговоры были очень непростыми, речь шла о балансе интересов. Думаю, все сообщество заинтересовано в соблюдении соглашений. Дело здесь не в том, кто в них участвовал, а в готовности Киева выполнить то, к чему мы пришли во время этих встреч», — добавил он.
Энергетическая геополитика
Проблема энергетической геополитики, которая очень актуальна в этом регионе, была еще одним аспектом, который затронул дипломат, напомнив о длительном сотрудничестве России с Европой в этой сфере, а также об обостряющихся спорах с США и Украиной.
«В моей стране горячо обсуждался вопрос, не слишком ли мы зависим от [экспорта энергетики в] ЕС, но мы считаем эту взаимную зависимость позитивной, потому что, если существует тесное сотрудничество, то это сближает страны и становится основой безопасности. Это сотрудничество должно продолжаться (…), и США не должны диктовать европейским странам, что и где им закупать», — подчеркнул он.
Также он обратился к современной ситуации на Балканах, «очень важном регионе», по его словам, и вспомнил бомбардировки Сербии НАТО в 1999 году, в результате которых обрела независимость провинция Косово, что стало «катастрофой для российской политики» и «жестким ударом по попыткам выстроить новую систему безопасности в Европе».
Дипломат считает, что необходимо найти прочное решение конфликта в то время, как в рамках Брюссельского соглашения Сербию продолжают противопоставлять Косово, а Россия относится к странам, которые отказываются признавать независимость, объявленную косовскими албанцами.
В то же время российский дипломат счел необходимым прокомментировать расширение НАТО на Балканах (Румыния, Болгария, Словения, Хорватия, Албания, Черногория, а затем и Северная Македония), и отметил, что «эта политика „открытых дверей" весьма опасна, поскольку не только не объединяет страны, но способствует усилению разногласий между государствами региона».
«Мы убеждены в том, что единую Европу не построить военными средствами. Главное — обеспечить мир и стабильность на Балканах. Было множество способов наладить систему безопасности в регионе путем обеспечения защиты и гарантий», — сказал он в заключение беседы.