Общественность может и не следить внимательно за этой темой или не оценивать серьезно ее последствия, но в настоящее время самое большое несчастье, которое обрушилось на голову Турции, связано с покупкой С-400.
Суть вопроса заключается в следующем. Эрдоган говорит, что Турция нуждается в системе противовоздушной обороны, и рассказывает, что с этой целью Турция неоднократно обращалась к Америке с желанием приобрести ракеты «Пэтриот» (Patriot). Но Америка отказывается давать «Пэтриот». Эрдоган пускается на поиски других вариантов. Беседует с Путиным и претендует на очень продвинутые ракеты С-400. Путин сразу соглашается. Эрдоган тотчас же подписывает соглашение, вносит задаток за ракеты. Америка трепещет. Тут же начинаются угрозы. Америка взывает к Эрдогану со всех этажей власти, от Пентагона до Белого дома, и говорит: «Не покупайте С-400. Если купите, мы введем очень серьезные санкции против Турции».
Права ли Турция в стремлении создать свою систему противовоздушной обороны? Конечно.
Турция справедливо обратилась к другим источникам, не получив желаемого от союзников? Разумеется.
Америка может применять к нам угрозы и шантаж? Это немыслимо.
Эрдоган так и действовал, а в одном из своих последних заявлений сказал: «Они еще не знают Турцию. Если мы приняли решение по тому или иному вопросу, нас никто не сможет остановить».
Аплодисменты, овации.
Хорошо, но купим ли мы С-400 в сложившейся ситуации? Я думаю, что нет.
Турция и раньше пускалась в это приключение. Опять же, Эрдоган в ответ на позицию Америки заключил соглашение — только не с русскими, а с китайцами. Америка снова подняла страшный шум. В конечном счете мы отказались от покупки китайских ракет. Конечно, тот случай был забыт, он так и не получил общественного резонанса, а Эрдоган не привлекал к нему внимания.
Но сейчас несколько иная ситуация. Прежде всего, тему широко обсуждали. Америка во много раз сильнее давит на Турцию, чем в случае с китайскими ракетами. Эрдоган на этот раз гораздо более решительно говорит, что купит российские ракеты.
Но он не сможет этого сделать.
Тогда как он пойдет на попятную?
В этом ему поможет сам российский лидер Путин. Не говорите, что это невозможно.
Если мы купим ракеты С-400, наши отношения с Америкой испортятся как никогда, и от этого Турция пострадает гораздо больше — неизбежный факт.
Это, конечно, известно и Эрдогану. Знает это и российский президент Путин.
Полагаю, что Путин не захочет двух вещей. Во-первых, разрыва между Турцией и НАТО. Во-вторых, ссоры из-за Турции с Америкой.
Нетрудно догадаться, что с отделением от НАТО Турция попытается создать союз с Россией, но такой союз не сможет работать и не будет взаимовыгодным. Попытка полностью изменить всю систему Турции и России доставит материальные и моральные проблемы. Гораздо больше интересам Путина отвечает Турция как верный член НАТО, и при этом очень хороший друг России.
Кроме того, Россия не пожелает сталкиваться лбами с Америкой, потому что экономически она пока еще очень слаба перед западным миром. Не будь у России нефти и природного газа, она и руку не в силах была бы поднять.
Учитывая все это, я вижу вот что. Мы подходим к концу истории с С-400. Если мы купим эти системы, у нас будут большие проблемы. Эго Эрдогана пока не позволяет ему, как в случае с китайскими ракетами, сказать: «Мы не купим». Но вдруг глядь — Путин подоспеет на помощь и скажет: «Мы не дадим».
Основание?
Сколько угодно. Разве Америка с самого начала не говорит: «Если российские ракеты разместятся бок о бок с нашими Ф-35 (F-35), к русским попадут наши секреты»?
Россия может сказать то же самое. Например: «Когда эти два вида вооружения окажутся в Турции бок о бок, наши секреты попадут к Америке». Также Путин может сказать: «Турция — наш очень хороший друг, мы не хотим, чтобы она поссорилась с Америкой из-за каких-то ракет». Или он, вероятно, придет к решению: «Зачем нам ссориться с Америкой из-за Турции?»
Таким образом, есть вероятность, что мы не купим ракеты С-400, забудем об этом, словно ничего и не было, и Путину, может быть, полезнее всего будет отменить сделку.
Конечно, вы можете спросить: «А как же задаток?»
Между нами говоря, Индия тоже хочет купить эти ракеты. Наш контракт перекинут на Индию, Индия возместит нам задаток, и вопрос будет закрыт.
И волки сыты, и овцы целы…