Также читайте:
Хиллари Клинтон о выборах 2016: «Что случилось»
Наши выборы были извращены, наша демократия подверглась нападению, наш суверенитет и безопасность были нарушены. Таков окончательный вывод из доклада специального прокурора Роберта Мюллера. В нем задокументировано тяжкое преступление против всего американского народа.
Дебаты о том, как реагировать на «обширные и систематические» атаки России, и как призвать президента Трампа к ответу за препятствование следствию и возможное нарушение закона, были сведены к ложному выбору: либо немедленный импичмент, либо ничего. Но история свидетельствует о том, что есть лучший способ оценить имеющийся у нас выбор.
Для меня это личное, и кто-то может сказать, что не мне об этом говорить. Но моя точка зрения — это не только точка зрения бывшего кандидата и объекта российского заговора. Я также бывший сенатор и госсекретарь, я работала в тот период, когда Владимир Путин совершал свое восхождение во власти, я сидела напротив него за столом переговоров и из личного опыта знаю, что он стремится ослабить нашу страну.
По стечению обстоятельств я в молодые годы также работала в юридическом комитете палаты представителей и в 1974 году участвовала в уотергейтском расследовании и в подготовке импичмента. А во время процесса импичмента, который начался в 1998 году, я была первой леди. После 11 сентября, когда конгресс должен был ответить на теракты против нашей страны, я была сенатором от Нью-Йорка. Вся эта работа, весь этот опыт дали мне важные уроки о том, как мы должны действовать сегодня.
Во-первых, как в любой момент, когда нашей стране угрожают, мы должны помнить, что это важнее политики. Нашей стране сейчас нужен незашоренный патриотизм, а не инстинктивная партийная ангажированность. Нравится им это или нет, но республиканцы в конгрессе по конституции несут ответственность за защиту страны. В докладе Мюллера многие вопросы не нашли ответа, в частности, из-за правок и умышленного запутывания со стороны генерального прокурора Уильяма Барра. Но это лишь дорожная карта. И членам обеих партий самим решать, куда должна привести эта дорожная карта: к представлению документов на импичмент или нет. Так или иначе, в интересах страны отложить в сторону все партийные и политические соображения, и действовать продуманно, честно и бесстрашно.
Во-вторых, конгресс должен провести содержательные слушания на основании доклада Мюллера и заполнить имеющиеся пробелы, а потом уже не спеша переходить напрямую к голосованию по импичменту. В 1998 году палата представителей под руководством республиканцев вынесла поспешное суждение. Это было ошибкой тогда, и это будет ошибкой сейчас.
Уотергейт предлагает нам лучший прецедент. Тогда, как и сейчас, было проведено расследование, обнаружившее доказательства коррупции и укрывательства. Специальный комитет сената провел публичные слушания, на которых было заявлено, что привилегии исполнительной власти нельзя использовать для сокрытия преступных действий. Комитет заставил помощников из Белого дома дать показания. Транслировавшиеся по телевидению слушания пополнили доказательную базу и, что крайне важно, помогли обществу понять факты так, как это не смог бы сделать ни один юридический документ. Такие же слушания можно провести сегодня с привлечением Мюллера, бывшего советника Белого дома Дональда Макгана (Donald McGahn) и других ключевых свидетелей.
Во время Уотергейта юридический комитет палаты представителей также начал официальное расследование по вопросу импичмента, которое возглавил авторитетный юрист и активный участник борьбы за гражданские права Джон Доар (John Doar). Он был полон решимости провести такой процесс, который общество и история расценят как честный и тщательный, независимо от его исхода. Если сегодня палата представителей начнет такое расследование по вопросу импичмента, я надеюсь, что она найдет такого же выдающегося и принципиального человека как Доар, чтобы возглавить его.
В-третьих, конгресс не должен забывать, что сегодня стоит вопрос не только о возможном препятствовании президента правосудию. Это также вопрос национальной безопасности. После 11 сентября конгресс создал независимую двухпартийную комиссию, чтобы та подготовила рекомендации о недопущении таких нападений в будущем. Сегодня нам нужна такая же комиссия, чтобы защитить наши выборы. Это необходимо, потому что президент Соединенных Штатов доказал свое нежелание защищать нашу страну от прямой и явной угрозы. Только что появилась информация о том, что ушедший недавно в отставку министр внутренней безопасности Трампа пытался уделить первоочередное внимание безопасности выборов, опасаясь нового вмешательства в 2020 году. Однако исполняющий обязанности руководителя аппарата Белого дома сказал ему не поднимать этот вопрос перед президентом. Это новый пример того, как администрация отказывается предпринимать даже минимальные, продиктованные здравым смыслом шаги по предотвращению будущих атак и по противодействию угрозам против нашей нации.
В-четвертых, прилагая усилия в этом направлении, демократы в палате представителей должны придерживаться разумной повестки, которой от них потребовали избиратели на промежуточных выборах, и заниматься всеми необходимыми вопросами, от защиты здравоохранения до инвестиций в инфраструктуру. Во время Уотергейта конгресс принимал важные законы, такие как Закон о полномочиях в условиях военного времени, Закон об исчезающих видах и Закон о дорогах с федеральной поддержкой от 1973 года. Сегодня демократы не только могут одновременно продвигаться вперед на многих фронтах — они должны это делать, так как это крайне важно. Палата представителей уже провела масштабные реформы, укрепляющие избирательные права и помогающие бороться с коррупцией, и сейчас демократам пора ускориться и надавить на бездельничающий сенат. Очень важно напомнить американскому народу, что демократы занимаются принятием решений и могут делать несколько дел одновременно.
Мы должны навести порядок. Доклад Мюллера — это не только отчет о нашей недавней истории, это также предостережение о будущем. Если русских не остановить, они снова будут вмешиваться в 2020 году. Не исключено, что к этому подключатся и другие наши враги, такие как Китай и Северная Корея. Это настоятельная угроза. Определять будущее Америки не должен никто, кроме самих американцев. А если президента не призвать к ответу, он может проявить еще большее пренебрежение к закону и к своим должностным обязанностям. Он наверняка удвоит свои усилия по реализации путинской повестки, включая отмену санкций, ослабление НАТО и подрыв Евросоюза.
Из всех уроков американской истории самый важный заключается в том, что каждый из нас как гражданин может сыграть очень существенную роль. Преступление было совершено против всех американцев, и поэтому все американцы должны потребовать действий и привлечения виновных к ответственности. Наши отцы-основатели предвидели те опасности, с которыми мы сталкиваемся сегодня, и создали систему для противодействия им. Теперь наша очередь доказать мудрость нашей конституции, прочность нашей демократии и силу нашей нации.