В Идлибе, проблему которого Турция и Россия решили урегулировать совместно, никак не удается достичь прогресса. Из-за этого нетерпение Москвы стало усиливаться.
Две страны долгое время координируют свои действия друг с другом для зачистки последнего важного региона в руках террористов в Сирии — Идлиба. 17 сентября президент России Владимир Путин и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган договорились очистить Идлиб от террористов. Но с тех пор не удалось добиться какого-либо значительного прогресса, и это вызвало беспокойство российской стороны.
Беспокойство стало очевидно с заявлением специального представителя Путина по Сирии Александра Лаврентьева. «Наши турецкие друзья и умеренная оппозиция не смогли выполнить свою работу по уничтожению оставшихся там террористов, — отметил Лаврентьев. — То, что террористам (боевикам "Хайят Тахрир аш-Шам", преемница "Джебхат ан-Нусры", запрещенной в РФ — прим. ред.) удалось установить контроль над большей частью этой территории, конечно же, вызывает много вопросов и большое наше разочарование».
Изрядное увеличение веса идлибского вопроса в рейтинге приоритетов России становится понятно и по последнему заявлению Путина. Путин заявил, что борьба с террористами в Идлибе должна продолжаться, но пока какое-либо масштабное наступление нецелесообразно, нужно принимать во внимание безопасность мирного населения.
Турция не желает проведения масштабной операции, опасаясь, что такие действия, с одной стороны, вызовут поток беженцев к турецкой границе, с другой — подвергнут опасности жизнь турецких военнослужащих в регионе. В конце прошлого года Турция добилась отказа от проведения операции в Идлибе при условии зачистки региона от террористов.
Советник Российского института стратегических исследований (РИСИ), эксперт по Ближнему Востоку Елена Супонина так прокомментировала все эти события для «Медья гюнлюю» (Medya Günlüğü): «По сведениям, имеющимся у России, в Идлибе находится около 40 тысяч вооруженных экстремистов. На это категорически нельзя закрывать глаза. Россия отложила, но не отменила военную операцию. Однако некоторые мелкие операции в отношении иных террористических формирований в регионе продолжатся. Россия хочет, чтобы Турция прикладывала больше усилий для убеждения некоторых боевиков сложить оружие и присоединиться к переговорам. Конечно, Анкара провела большую работу в этом направлении. Россия видит это и понимает всю сложность ситуации. Тем не менее Россия надеется, что будут приложены более активные усилия и положение дел изменится к лучшему».