Интервью с журналисткой, автором программы «Студия Восток» на телеканале «Тэ-Фау-Пэ» Марией Пшеломец (Maria Przełomiec)
На прошлой неделе, спустя несколько дней после президентских выборов на Украине, Владимир Путин подписал указ о введении упрощенной процедуры приобретения гражданства России для жителей Донбасса, а потом намекнул, что подумает о распространении этой инициативы на всю Украину. В понедельник в Ростовской области открылся первый центр выдачи паспортов.
Polskie Radio: В России уже открыли один пункт выдачи паспортов и собираются открыть следующий. Как, на Ваш взгляд, следует расценивать этот шаг в контексте российской политики в отношении Украины?
Мария Пшеломец: В этом враждебном шаге мы видим продолжение российской стратегии, а одновременно свидетельство бессилия России. Судя по всему, россияне не могут придумать, как еще приблизить к себе Украину.
Владимир Путин преследует две цели. Во-первых, Кремль хочет ослабить позицию новоизбранного президента Владимира Зеленского, заставив его выступить в роли просителя, ведь он говорил, что после выборов займется прежде всего темой возвращения домой украинских пленных. Вторая цель состоит в том, чтобы склонить Зеленского, который в ходе своей избирательной кампании обещал, что будет стремиться к урегулированию конфликта, пойти на эскалацию.
Российские СМИ писали, что Петр Порошенко прибегнет на выборах к фальсификациям. Его мерили кремлевской меркой: так поступил бы Путин. Однако голосование прошло честно, а Зеленский получил высокий результат: почти 75% голосов.
Указ о выдаче паспортов — это сигнал, адресованный Украине. Схема старая: «Украинцы — братский народ, мы протягиваем ему руку, во всем виноваты киевские руководители, которые нас отталкивают». С Зеленским у россиян возникла серьезная проблема, ведь он стал воплощением их самых больших страхов. Украинский президент заявил, что Украина могла бы давать гражданство всем, кто страдает от автократических режимов и отсутствия свободы, поэтому для простых россиян он выступает с точки зрения Кремля плохим примером.
Российские власти наверняка испугались того, насколько широкую поддержку получил Зеленский в Донбассе, и они постараются изменить ситуацию. Кроме того, Зеленский лишил Москву аргумента о «фашистской Украине», которым Кремль потчевал своих граждан. Зеленский в такую концепцию никак не вписывается.
— Паспортизация, судя по всему, не останется на бумаге: первый пункт выдачи паспортов появился сразу же после подписания указа.
— Напрашивается вопрос, кому будут раздавать паспорта. Их наверняка получат (если они еще не успели этого сделать) руководители самопровозглашенных республик, а также молодежь. Что касается пожилых людей, появилось условие: если они хотят получать российскую пенсию, им придется переехать в Россию. Многие наверняка не захотят переезжать или не смогут этого сделать. С другой стороны, следует обратить внимание на заявление Путина, который сказал, что Москва готова выделить на проект 100 миллиардов рублей, то есть 1,5 миллиарда долларов. Это большая сумма.
— Некоторые полагают, что паспортизация останется на уровне заявлений, но, судя по всему, у этой акции будет продолжение. Часть экспертов указывает, что в перспективе Россия может воспользоваться ей для открытой военной агрессии, начав операцию под предлогом защиты российских граждан. Москва прибегла к этой стратегии в Грузии.
— Действительно, во время войны с Грузией за Южную Осетию Россия объясняла вторжение необходимостью защитить своих граждан, а до этого занималась раздачей российских паспортов жителям этого региона и Абхазии. Сейчас Москва старается сохранить замороженный конфликт в Донбассе, чтобы он оставался дестабилизирующим фактором для всей Украины.
Я не думаю, что в ближайшей перспективе можно ожидать открытой агрессии. Ситуация выглядит иначе, чем в 2008 году: изменились цены на нефть, газ, Россия (вопреки заявлениям ее руководства) серьезно пострадала от санкций, а сейчас из-за паспортизации могут появиться новые ограничительные меры. Кажется, что Кремль теряет Украину. Демократические выборы в этой стране стали для него ударом.
— Значит, Украина уплывает все дальше по океану истории, а Москва теряет ее из виду?
— Все зашло не так далеко, но она, несомненно, отдаляется.
— Украинские власти указывают, что паспортизация — это враждебный шаг и призывают Запад отреагировать на него. Киев потребовал созвать заседание Совбеза ООН, а Порошенко заявил, что следует ужесточить санкции. Западные страны, в свою очередь, говорят о нарушении Минских соглашений.
— Россия совершила очередную ошибку. Она нарушает Минские соглашения, на некоторые пункты которых сама раньше пыталась ссылаться, и международное право.
— Украинский МИД назвал инициативу по раздаче паспортов эскалацией агрессии.
— Это, разумеется, очередной враждебный шаг в отношении Украины, однако, агрессор не добьется с ее помощью желаемых результатов. Россия не знает, что делать дальше с Украиной.
— Мы видим проявление страха, отчаяния? Значит, особое значение приобретает реакция Запада, ведь если россияне начнут испытывать другие методы, все может закончиться плохо?
— Россия постоянно прощупывает Запад, проверяя, как далеко она может зайти. Можно вспомнить хотя бы инцидент в районе Азовского моря. Паспортизация — это тоже прощупывание Запада, и было бы хорошо, чтобы тот решительно на нее отреагировал.