Великая Цинская империя и Османская империя были сильнейшими в Азии в XVII-XVIII веках, одна господствовала в Восточной Азии, а другая в Западной, а вместе их называли «Два героя Азии». Сейчас без преувеличения можно сказать, что Цинская и Османская империя — товарищи по несчастью, два сапога пара. Обе феодальные державы пострадали от вторжений со стороны колониальных европейских стран, особенно со стороны царской России, которая по кусочку присваивала себе их земли. Однако на одного и того же противника страны реагировали по-разному. Дайцинская империя была до смерти напугана русскими, и для сохранения «дружеских отношений» отдавала им земли и деньги по первому требованию. Совсем не так дела обстояли с Османской империей, которая публично бросала России вызовы, ведя с ней непрекращающиеся войны. За 214 лет страны 12 раз сталкивались на полях сражений. Войны между ними происходили примерно раз в 19 лет, когда одной из сторон надоедал затянувшийся мир. Для многих покорная позиция Дайцинской империи кажется странной по сравнению с многочисленными войнами между Россией и Турцией.
Во-первых, несмотря на то, что враг у Османской и Дайцинской империй был один и тот же, угроза, которую тот представлял для первой значительно превосходила вторую. Между Россией и Турцией пролегала глубокая ненависть, даже кровная вражда, из-за чуждых друг другу религиозных и национальных особенностей. Поэтому после возвышения Российской империи между ней и Турцией происходили непрерывные стычки. Россия всеми способами пыталась захватить турецкие земли и выйти к Средиземному морю и Индийскому океану, чтобы восстановить славу Византийской империи. Однако Турция не хотела повиноваться чужой воле, поэтому столкновения между странами происходили непрерывно. По сравнению с этим разногласия между Россией и Цинской империей были весьма незначительны. Россия просто хотела захватить себе побольше цинской земли. Не желая быть захваченными, обе стороны бросили все силы на сопротивления российской агрессии.
Однако борьба должна строиться на реальной мощи, иначе ни о каком сопротивлении и говорить нечего. Мощью Дайцинская империя не уступала Османской, однако в военном плане заметно проигрывала, и к тому же не обладала воинственным характером, присущим туркам. Цинская армия начала разлагаться от продолжительного мира и спокойствия, многие подразделения полностью утратили боеспособность, и годились только для поддержания порядка в стране. Цинское правительство, не говоря уже об армии, вступившей в акматическую фазу, было не в состоянии противостоять царской России. В сражении под Албазином несколько тысяч хорошо обученных цинских воинов не смогли одержать победу над несколькими сотнями российских бродяг, которых удалось выгнать только после двух лет осады. Поэтому цинское правительство не могло стать достойным противником России, оно всегда боялось Россию, а после Опиумных войн стало опасаться и других сильных держав. В ход шли все способы, чтобы избежать войны с Россией, от нее откупались территориями и платили контрибуции, так как в случае начала войны, дело все равно закончилось бы тем же самым. Боеспособность османской армии была также не на высшем уровне, однако со всех сторон Турцию окружали враги и она часто и охотно вела боевые действия, что поддерживало боевой дух турецких солдат и давало возможность стране неоднократно вступать в войну с Великобританией, Францией и Царской Россией. К тому же Турция привыкла сражаться с Россией и не могла долгое время пребывать с ней в хороших отношениях. В этих войнах Турция не побеждала, но и не проигрывала по-крупному, когда удача была на их стороне, им даже удавалось выиграть пару-тройку сражений. С другой стороны, у Турции не было выбора, если бы она оставила свою борьбу за существование, то была бы полностью завоевана Россией.
Кроме того, отношения между странами во многом зависели от международной обстановки. Турция была важной частью англо-французской блокады, и напрямую могла влиять на выгоду для этих стран. Именно поэтому Англия и Франция всегда тайно поддерживали Турцию в ее противостоянии с Россией. Они даже вступили в Крымскую войну, поддержав Турцию, когда увидели, что перевес явно был на стороне России, лишив ее всякой возможности победить. В отличие от Турции, Цинская империя находилась далеко от Европы, а, следовательно, была менее важной для Англии и Франции. Они поддерживали Цинскую империю, но не так старательно, как Турцию. Из-за неуверенности и беспомощности цинское правительство всеми силами старалось «мирно сосуществовать» с Россией, отдавая ей миллионы километров собственной земли. Если бы русско-японская война не поумерила пыл Российской империи, то в ее руки попал бы весь Северо-восток Китая. В то же время Турция, несмотря на частые поражения, снизила захватнические амбиции России, нанесла удар по ее высокомерию, потеряв при этом только некоторые отсталые районы и находящиеся в зависимости силы. Факты свидетельствуют о том, что с разбойником не надо вести беседы, с ним надо бороться, даже если надежды на успех нет. Если бы цинское правительство сделало так, оно не лишилось бы такого количества земель. Об этом грустно говорить, ведь более миллиона квадратных километров Приамурья были подарены России просто так. Земель не стало по щелчку пальца, как только на Амуре показалась российская лодка. Одним словом, цинское правительство было чересчур трусливым.