Пятый год подряд Совет внешней политики «Украинская призма» представляет результаты глубокого исследования на эту тему. 27 экспертов различных организаций оценивали 49 основных и тематических направлений внешней политики Украины по пяти позициям — политический интерес украинских властных структур (президент, депутаты, министры), межинституционное сотрудничество (эффективно ли они согласовывают политику и свои действия), стратегическое видение украинской политики по направлениям, непосредственная активность в течение 2018 года и достигнутые результаты.
В этом году эксперты поставили четверку с минусом. И хотя эта общая оценка равна прошлогодней, большинство направлений все же повысили свои показатели. Стоит отметить, что оценки, о которых мы говорим ниже — это оценки именно украинской политики и ее деятельности, а не двусторонних отношений, и тем более — не только оценка работы министерства иностранных дел.
Отличники и двоечники
Лучшие оценки в 2018 году, пятерку с минусом, получила внешняя политика Украины в отношении США, Канады, Литвы, Совета Европы, политического и экономического диалога с ЕС, НАТО. По сравнению с прошлым годом к этому списку добавились Канада и Литва. Худшие оценки, двойку и двойку с минусом, соответственно получили Центральная Азия и Иран. Здесь стоит отметить победу, поскольку из перечня двоечников, по сравнению с 2017годом, исчезли Латинская Америка и южная часть Африки.
И, конечно, отдельная оценка стоит за формирование международной поддержки по противодействию российской агрессии. В этом году этот показатель немножко улучшился — из четверки до четверки с плюсом. Если говорить об отдельных индикаторах, то после расчета средней общей оценки получилось, что наибольший балл получила «деятельность» — четыре с плюсом. Далее идут «политический интерес», «межинституционное сотрудничество» и «результаты» — четыре с минусом. И худший результат у «стратегического видения» — три с плюсом.
Политический интерес
Наиболее скоординировано внешняя политика Украины реализовывалась по следующим направлениям: Белоруссия, Великобритания, Литва, экономическое сотрудничество с ЕС, евроатлантическая интеграция, публичная дипломатия. Дефицит внутриукраинского сотрудничества наблюдался во внешней политике относительно южной части Африки, энергетических отношений с Россией, Ираном.
Стратегическое видение
Что касается стратегического видения, то позитивом 2018 года стало формирование концепций и стратегий по отдельным направлениям внешней политики. Впрочем, так и не появился общий документ стратегического уровня в сфере внешней политики, о необходимости которого уже несколько лет говорят эксперты. Среди успехов — принятие нового закона о дипломатической службе, изменения в конституции относительно неотвратимости европейской и евроатлантической интеграции, президентский указ о разработке нового формата Годовых национальных программ «Украина-НАТО», Государственная программа сотрудничества с украинской диаспорой на период до 2020 года, стратегия развития оборонно-промышленного комплекса Украины на период до 2028 года, активное продвижение на внешний рынок новых и модернизированных видов вооружения и военной техники украинского производства.
Результаты
Самым сложным является оценивать годовые результаты, поскольку внешняя политика и международные отношения в целом — это долгосрочная перспектива, а последствия той или иной встречи или подписанного соглашения могут дать результат лишь через несколько лет. Украинская власть достигла значительных успехов в формировании международной коалиции партнеров в поддержку своей территориальной целостности и суверенитета. В частности, несмотря на определенные риски, как персональные, так и секторальные антироссийские санкции в течение года были расширены, усилены и пролонгированы.
Европейская и евроатлантическая интеграция были магистральными для построения как двусторонних отношений, так и в реализации инициатив многостороннего характера. Кроме того, стоит отметить одобрение двух важнейших резолюций по правам человека в Крыму и по милитаризации Крыма, принятых в ООН, а также ряд крайне важных проукраинских резолюций Парламентской ассамблеи Совета Европы и Европейского парламента. Важным фактором поддержки также является предоставление военной и гуманитарной помощи Украине. Здесь стоит отметить помощь США, Канады и Великобритании. В целом международная политическая и правовая поддержка Украины в противостоянии агрессии РФ растет.
В то же время, вне поля зрения украинской дипломатии остается ряд влиятельных региональных и мировых лидеров (Аргентина, Бразилия, Египет, Индия, КНР, Мексика, Нигерия, ЮАР). Результаты работы в регионах Южной Азии, Африки, Латинской Америки и Центральной Азии традиционно низкие, что свидетельствует о необходимости более активной и продуманной политики со стороны украинской дипломатической команды.
Интересным на этом фоне выглядит шаг о предоставлении Украиной гуманитарной помощи Йеменской Республике, Республике Судан, Демократической Республике Конго для преодоления голода. Наиболее результативным, по мнению экспертов, была дипломатическая работа Украины в ООН и Совете Европы. Политический диалог с Европейским Союзом также получил наивысший балл. Худшие баллы получили результаты украинской внешней политики в отношении Ирана и в регионах Центральной Азии.
Задачи на 2019 год
2019 год является особенным для дальнейшего становления и развития внешнеполитического курса Украины, определения его среднесрочных ориентиров и роли Украины в мире. Это — время для рефлексий и дискуссий, оценки пройденного пути, честного признания ошибок, а также время для последующих зрелых и стратегически взвешенных шагов в сфере внешней политики.
Среди основных рекомендаций на 2019 год эксперты, в частности, отметили такие:
- Способствовать структуризации и насыщению предвыборных программ политических партий, которые намерены участвовать в выборах в Верховную раду Украины.
- Пытаться конкретизировать внешнеполитические приоритеты и задачи в коалиционном соглашении.
- Внедрить практику проведения ежегодных парламентских слушаний по реализации внешней политики за соответствующий год в конце I квартала следующего года.
- Перезапустить координационные механизмы в сфере публичной дипломатии и информационной работы за рубежом.
- Провести аудит имеющихся международных двусторонних инструментов сотрудничества и практик координационной работы украинских частей комиссий.
- Обеспечить двусторонние экспертные форумы со странами-соседями, а также разработать политику партнерства.
- Разработать операционные документы о региональных и функциональных приоритетах внешней политики Украины.