Когда дело доходит до Ближнего Востока, уже становится почти невозможно говорить о каком-либо «стратегическом партнерстве» между Турцией и США. Более того, нет даже единства или близких позиций в региональных вопросах. Напротив, во всех проблемах, какую ни возьми, наблюдаются разногласия и споры. Последним к списку таких примеров добавился пункт, связанный с «проектом века», который был предложен администрацией Трампа, а в это время его пытаются продать и Турции. Относительно этого проекта, нацеленного на обеспечение решения палестинской проблемы и перекраивание Ближнего Востока в некотором смысле в рамках концепции «пакс Американа» (pax Americana), президент Реджеп Тайип Эрдоган впервые высказался предельно четко и ясно.
На днях, выступая на церемонии в рамках Недели инноваций в Турции, президент отметил, что это «проект по разделению» Ближнего Востока и Турция не позволит его осуществить. Таким образом, Анкара сталкивается лицом к лицу со своим союзником США и в вопросе нового порядка, который Вашингтон планирует создать под своим управлением и включить в свою орбиту влияния.
Список споров
Напомним основные проблемы в списке споров, накопившихся в последнее время. Конечно, первой в этом перечне идет политика, связанная с Сирией. Для Турции главной целью политики в Сирии стало устранение Партии «Демократический союз» (PYD) / Отрядов народной самообороны (YPG). А США, поддерживая эту организацию, взяли ее себе в сообщники. Несмотря на переговоры на протяжении многих месяцев, найти решение, при котором Анкара и Вашингтон сошлись бы на золотой середине, не удалось.
Палестинский вопрос — один из самых серьезных споров между двумя странами. В то время как Турция воспринимает палестинское дело как свою миссию, США, как и в решениях, связанных с Иерусалимом, Голанами, полностью лояльны Израилю.
Другой спор — вопрос отношений с Ираном. Турция выступает против санкций, применяемых США в отношении Ирана. Турция как сама взаимодействует с Ираном на двустороннем уровне, так и осуществляет региональное сотрудничество с ним в рамках «Астаны».
Еще одним из вопросов, в которых Анкара и Вашингтон противостоят друг другу, являются отношения с Саудовской Аравией и ОАЭ. В этой сфере взгляды Анкары и Вашингтона тоже сталкиваются. Как, например, в вопросе, связанном с позицией в отношении «Братьев-мусульман» (запрещена в РФ — прим. ред.), который США, как ожидается, скоро поднимут на повестке дня.
Так выглядит картина противостояния Анкары и Вашингтона по проблемам Ближнего Востока.
Выпад Турции
Такое положение вещей возникло прежде всего потому, что интересы двух сторон особенно по региональным вопросам сталкиваются и это открыто отражается на их действиях.
В рамках независимой политики, которую Анкара пытается проводить в последнее время, она не робеет выступать против США по тем или иным вопросам. А это ведет к тому, что США сомневаются в надежности Анкары.
Политика турецких властей на Ближнем Востоке превращает Турцию в конкурента США. Заявления президента Эрдогана прежде всего по вопросам Ближнего Востока указывают на то, что Анкара стремится создать свою собственную орбиту влияния.
Вне всякого сомнения, независимость действий — это вопрос потенциала. Турецкое правительство обладает большой самоуверенностью в этом вопросе. И поэтому оно делает заявления, шаги в том же духе.
Усиление Турцией своей оборонной промышленности, ее чувствительность в вопросах С-400 и Ф-35 (F-35) — показатели ее стремления достичь этой способности и суметь взять на себя эту роль. Дипломатические выпады, рассчитанные на мировую арену, тоже являются частью этой стратегии.