Авианосцы — воплощение военной мощи Америки. Если Вашингтон приводит их в движение, то противнику следует испытать страх и трепет. Однако нынешняя попытка вряд ли окажется успешной.
Вооруженные силы Соединенных Штатов — сильнейшие в мире. Ни один противник даже близко не имеет столько денег и столько современных систем вооружений. Вашингтон может в разных частях мира действовать с такой мощью, на какую не способна ни одна другая страна. Включая Китай и Россию. И в наибольшей степени эту мощь символизирует американские авианосцы. Военно-морские силы Соединенных Штатов имеют в своем распоряжении более 11 плавучих городов такого рода водоизмещением 100 тысяч тонн, а ведь затраты на строительство каждого из них составляют несколько миллиардов долларов.
Вот что находится на борту авианосцев: тысячи солдат, современные боевые самолеты и крылатые ракеты. Эти гигантские суда сопровождают и охраняют боевые корабли и подводные лодки. Короче, противоборство с авианосцем и его ударной группой подобно попытке самоубийства для вооруженных сил большинства государств. Если у берегов враждебных стран начинают курсировать подобные корабли, то это производит сильное впечатление на правительства этих стран, вынуждая их пойти на определенные политические уступки. Во всяком случае, часто именно так все и происходит.
На первый взгляд, заявление Джона Болтона, советника по национальной безопасности президента Дональда Трампа, видимо, преследует именно такую цель. Болтон в воскресенье объявил, что американское правительство направляет авианосец «Авраам Линкольн» и сопровождающую его ударную группировку кораблей в район Ближнего Востока. Кроме того, в этот район будет направлена эскадрилья бомбардировщиков. Все это — реакция на «намеки и предостережения» со стороны Ирана. По словам Болтона, в случае любой атаки будут предприняты ответные меры «с безжалостной силой». По его мнению, есть указания на то, что вооруженные силы Ирана и их союзники собираются напасть на американские силы в этом регионе. Иран заявил о возможности блокирования Ормузского пролива, соединяющего Персидский залив с мировым океаном. Примерно пятая часть поступающей на мировой рынок нефти транспортируется через этот пролив.
Даже если не сомневаться в боевых возможностях ударной авианосной группы и американских бомбардировщиков, нет уверенности в том, что слова Болтона действительно произведут сильное впечатление на Тегеран. По двум причинам.
Прежде всего, правительство Трампа в прошлом показало, что американские авианосцы не всегда действуют в соответствии с произнесенными ранее словами. Когда в апреле 2017 года обострился конфликт с Северной Кореей, президент Трамп объявил об отправке авианосца «Карл Винсон» в Японское море. На самом деле в это время «Винсон» и еще три военных корабля из его ударной группировки двигались в противоположном направлении. Они собирались поучаствовать в маневрах в Индийском океане примерно в 3,5 тысячах морских миль от Корейского полуострова.
Вдобавок присутствие американского авианосца у берегов Ирана — правило, а не исключение. Многое указывает на то, что «Линкольн» уже был на пути в этот регион. Известно также, что этот авианосец подчиняется Центральному командованию, а оно отвечает за Ближний Восток, Центральную Азию и Восточную Африку.
В любом случае других американских авианосцев в Персидском заливе нет. Поэтому слова Болтона могли лишь ускорить движение авианосца «Линкольн» у берегов Ирана. И ничего более. Точных данных о перемещении дополнительных боевых самолетов в этот регион пока нет, и поэтому их воздействие на ситуацию остается неясным. Американские военно-воздушные силы — как и военно-морские — уже присутствуют в регионе в большом количестве. Ротация размещенных там подразделений является обычным делом.
Таким образом, чтобы вызвать беспокойство у Тегерана, нужно сделать больше. Но никаких признаков этого нет.
В понедельник около полудня через Гибралтарский пролив прошел американский авианосец «Джон Стеннис», и двигался он в противоположном направлении.