В квартире в центре Тбилиси 72-летняя Мишель отдыхает после двух сеансов лечения. Она отправилась в эту поездку за 3 000 км от дома во Франции, потому что поездка стала для нее «последней надеждой». Эта улыбчивая женщина спортивного вида говорит, что у нее нет «ни давления, ни холестерина», но ей вот уже 15 лет отравляет жизнь кишечная палочка, которая регулярно вызывает инфекцию мочевых путей.
С классическим лечением со временем возникли трудности: «Сначала антибиотики работали, но затем у бактерий выработалась сопротивляемость, и мне приходилось проходить семь-восемь разных курсов в год. Я вот уже семь лет просто живу на антибиотиках».
Сопротивляемость к 14 из 15 антибиотиков
К болям добавились почечная недостаточность и расстройство пищеварения, побочные эффекты частого приема антибиотиков. «На последних анализах у бактерии была сопротивляемость к 14 из 15 антибиотиков. Уролог сказал мне: «Когда я вижу вас в зале ожидания, то спрашиваю себя, что вам скажу. Я больше не знаю, что вам можно дать, у вас будет септицемия», — с расстроенным видом рассказывает Мишель. После того, как обычная медицина зашла в тупик, она решила остановиться и попробовать альтернативные методики (геотермальные источники, ароматерапия), однако результаты были неоднозначными. Однажды она услышала о фаготерапии и о Грузии.
Фаготерапия была открыта в 1917 году в Институте Пастера франко-канадским ученым Феликсом д'Эрелем (Félix d'Hérelle) и предполагает лечение бактериальных инфекций путем введения (бактерио)фагов. Эти существующие в природе вирусы размножаются внутри бактерии, а затем уничтожают ее. Использование фагов на Западе сошло на нет с развитием антибиотиков. Во Франции в настоящий момент оно допускается лишь в отдельных случаях, фаготерапия сохранилась в Советском Союзе, где не было доступа к западным препаратам.
Лечение Красной армии
Мишель проходит лечение в Институте Элиава, расположенном в пригороде Тбилиси. Он был создан в 1923 году д'Эрелем и грузинским микробиологом Георгием Элиавой и стал центром фаготерапии в советское время, выпуская до 100 тонн фагов в неделю, в том числе для Красной армии. После распада СССР все едва не исчезло, но медики сохранили ампулы с фагами. Сегодня в Грузии фаги доступны в аптеках и прописываются терапевтами.
В клинике при институте каждые две недели (именно столько продолжается курс) проходят лечение от 15 до 20 иностранных пациентов. Американский врач Наоми Хойл (Naomi Hoyle), которая занимается координацией иностранцев, отмечает «растущий интерес к фаготерапии. С нами связываются до 50 раз день. Кроме того, мы являемся исследовательским центром и поддерживаем регулярные контакты с учеными со всего мира». Опытные врачи института говорят о многих случаях излечения оказавшихся в тупике пациентов, которым грозила ампутация или септицемия. Как бы то ни было, Наоми Хойл проявляет осторожность: «Фаготерапия — не волшебное средство. Она очень эффективна против резистентных бактерий, но мы не хотим давать ложную надежду пациентам, поскольку фаги действуют медленнее антибиотиков и работают не в 100% случаев».
Дорогостоящее лечение
Кроме того, пациенты проходят предварительный отбор, а само лечение обходится недешево. Мишель, как и 150-200 других французов в год, отправилась в поездку с помощью агентства «Лечение в Грузии», которое обеспечивает контакт пациентов с Институтом Элиавы и предоставляет им водителя, жилье и переводчика… Она заплатила 6 900 евро за две недели активного курса и два месяца лечения. Мишель вернулась во Францию с ампулами фагов и признаками явного улучшения здоровья. Тем не менее она столкнулась с обнаружением новой бактерии и существенными задержками с отправкой фагов из Грузии. Она все еще ждет окончательного выздоровления. Мишель считает, что ей повезло с тем, что у нее нашлись необходимые средства, и сожалеет о недоступности такого лечения для многих французских пациентов.