В конце апреля норвежские рыбаки наткнулись на белуху, на которой была своего рода упряжь. Кита назвали Валдимиром (Hvaldimir, игра слов: hval — по-норвежски значит «кит» — прим. перев.) и обвинили в том, что он — сбежавший российский шпион. Однако выяснилось, что этот кит был задействован в детской терапии.
«Сейчас редакции газет автоматически негативно реагируют на все, что связано с Россией. Они изображают Россию даже не в черно-белом, а только в черном свете. Белый кит — хороший пример», — говорит журналист Андерс Морд (Anders Mård), который живет в Санкт-Петербурге с 2002 года.
Морд участвовал в написании доклада, посвященного тому, как в Скандинавии освещаются события, связанные с Россией, в России — новости из Скандинавии. Исследователи и журналисты изучили новости о России за прошлый год в Финляндии, Швеции, Дании и Норвегии. В среду Морд вместе с Асбьёрном Слотом Йоргенсеном (Asbjørn Slot Jørgensen), преподавателем Института СМИ и журналистики Дании, представил доклад в Хельсинки.
«Во всех четырех странах материалы, посвященные России, касаются власти, Кремля и Путина, а прочие темы затрагиваются очень редко», — говорит Йоргенсен.
Разница между странами
Согласно докладу, журналисты в скандинавских странах часто настроены негативно и полны подозрений. Тем не менее между материалами разных стран все-таки есть немалая разница.
«В Финляндии немного другая ситуация, поскольку у этой страны обширные экономические связи и длинная общая граница с Россией», — поясняет Йоргенсен.
Финские СМИ освещают Россию более разнообразно из-за тесных контактов с этой страной, но тем не менее Россию все-таки всегда описывают как нечто чужое и инородное. Шведские СМИ более конфликтны.
«Шведские СМИ подают Россию как нечто плохое и недемократичное».
Постоянно упоминается угроза со стороны России, особенно в новостях о шведском правительстве, которое раздает всем брошюры с инструкциями, что делать в случае кризиса или войны. Во входящей в НАТО Норвегии часто всплывают два сюжета:
«В норвежских СМИ Россию с одной стороны преподносят как большого соседа, с которым важно поддерживать хорошие связи. С другой стороны внимание постоянно уделяется конфликтам в Арктике и на приграничных территориях».
Йоргенсен говорит, что на восприятие России во многом накладывают отпечаток исторические взаимоотношения. Например, у Дании особой связи с Россией нет. В последние годы страну все чаще упоминают в новостях, но в первую очередь в контексте внутренней политики США и доклада Мюллера.
«Россия и Путин — одно и то же. Мы в Дании не знаем никаких других русских, и Путин — персонификация этой страны».
Скандинавия — провинция ЕС
В докладе также рассматривается и взгляд на скандинавские страны в северо-западных регионах России. Оказывается, в первую очередь российские средства массовой информации интересует Финляндия. Новости редко касаются политики, прежде всего речь идет о локальных проблемах в области экономики, туризма, экологии.
«В основном пишут позитивно и по существу», — говорит Морд.
По словам Морда, российские СМИ в общем и целом считают, что ЕС и США постоянно ведут информационную войну, пытаясь повлиять на Россию, и скандинавские страны тоже в ней участвуют. По словам Йоргенсена, скандинавские страны слишком малы, чтобы вызывать интерес сами по себе.
«Эти страны считаются лишь провинцией Европы — точно так же, как разные регионы России в скандинавских СМИ описываются как часть Москвы», — говорит Йоргенсен.
Борьба пропаганд
По словам Морда, образ России сейчас чересчур однобок, и средства массовой информации должны выполнить свою работу и разорвать этот порочный круг, перестав автоматически реагировать негативно на все, что связано с Россией. По его мнению, финны тоже начали освещать российские темы более негативно.
«Для Финляндии особенно важно знать, что происходит в соседней стране. Мы не можем позволить себе прятать голову в песок».
Йоргенсен объясняет, что когда материалы пишутся с подобным нежурналистским подходом, это усиливает сложившееся в России мнение, что западные СМИ занимаются лишь пропагандой.
«Сейчас постоянно идет политическая борьба за право формировать картину действительности. В этой борьбе на СМИ лежит большая ответственность», — подчеркивает Йоргенсен.