Евросоюз, больше чем какая-либо другая структура, объединил страны, где к демократии нет вопросов. Когда вы путешествуете по Европе с востока на запад и с севера на юг, находитесь ли вы в Польше или Португалии, Ирландии или Греции, и разговариваете с местными жителями, подавляющее большинство из них сможет назвать вам своего мэра, избранного депутата, премьер-министра, председателя их Национального собрания. Во всех европейских странах избирательная демократия работает достаточно хорошо.
С другой стороны, внутри ЕС европейская демократия не работает. Можно провести тест. Спросите у этих же европейцев имя депутата, который представляет их в Европейском парламенте: ответов будет немного. И вы не получите ни одного ответа на вопрос о датах заседаний парламента, проходящих в Страсбурге или Брюсселе. Что касается председателя Европейского парламента, его имя знает менее одного из 500 граждан Европы. Это неправильно и прискорбно, но подавляющее большинство граждан ЕС не знают о конкретных полномочиях Европейского парламента. По их мнению, члены Европарламента являются в основном достойными аппаратчиками, которые были отобраны путем всеобщего избирательного права на местах и которым их партии обеспечили в качестве компенсации удобное, хорошо оплачиваемое и лишенное беспокойства положение.
26 мая 2019 года граждане ЕС придут выбирать 751 депутата Европарламента на пятилетний срок. Европейский союз, который является наиболее успешной политической структурой в мире со времен Второй мировой войны, сегодня сталкивается с большими политическими, экономическими и социальными проблемами. Находят ли они свое отражение в нынешней избирательной кампании? Увы, нет.
Вместо того чтобы проводить конструктивные дебаты по таким важным европейским вопросам, как государственные долги, региональные неравенства, энергетическая политика, налоговая гармонизация, иммиграция, защита интеллектуальной собственности, цифровая экономика, европейская предвыборная кампания направлена только на то, чтобы осуждать тех или иных кандидатов или правящие партии в отдельных странах ЕС. Вместо того чтобы быть европейскими, эти выборы интересуют граждан только с точки зрения урегулирования национальных проблем. Они стали похожи на референдумы, организуемые для определения рейтинга своих властей.
Нам ничего больше не остается, как только констатировать тупиковую ситуацию с европейскими выборами, вспоминая начальную идею Валери Жискара д'Эстена и Гельмута Шмидта о том, чтобы «ввести больше демократии при строительстве Европы». Предлагая избрать Европарламент прямым всеобщим голосованием, оба лидера забыли, что политический институт никогда не создавал народ, а только наоборот. Таким образом, если есть европейские народы (разделяющие одни и те же ценности правления и имеющие одинаковые культурные корни), то единого европейского народа не существует. Финны и греки никогда не сформируют одинаковый народ, хотим мы этого или нет.
Неужели стоит упразднить Европейский парламент? Нет, потому что все-таки неплохо, когда директивы анализируются двумя разными субъектами, прежде чем они становятся законами на территории ЕС. Но он должен состоять только из представителей, направленных разными национальными парламентами. В результате непрямого голосования, он будет работать по типу Сената конфедерации.
Никого не может радовать пустая трата сил в преддверии выборов, которые больше нельзя рассматривать как общеевропейские. То, что сейчас актуально, это создание Европы-державы, чтобы противодействовать угрозам правового гегемонизма США и торгового гегемонизма Китая.