Раскол в ПЦУ: что произошло
Патриарх Филарет обвинил Петра Порошенко в обмане. Говорит, что тот пообещал, что в случае получения томоса митрополит Епифаний будет предстоятелем, отвечающим за внешнее представительство церкви. Но на самом деле руководить церковью останется патриарх Филарет, отвечающий за внутреннюю церковную жизнь.
«Предстоятель ничего не делает внутри церкви без согласия патриарха. Патриарх председательствует на заседаниях священного синода и на соборах УПЦ ради сохранения единства, ее роста и убеждения», — уточнил Филарет договоренности с президентом и добавил, что этого не произошло. Филарет также отметил, что, по сути, в церкви произошло разделение и двоевластие, которое приведет к печальным последствиям. Эти договоренности между властью и церковью нигде не задокументированы. Но религиовед Руслан Халиков допускает, что они были.
«Я думаю, что договоренности какие-то были. Не столько с Епифанием, сколько с Петром Порошенко. И понятно, что такие вещи никто записывать не будет. Во время Собора была информация, что его несколько раз чуть не прервали — не могли между собой договориться. Может быть Порошенко что-то и пообещал Филарету. Но он сейчас перестанет быть президентом, и все его обещания уже не будут иметь такой базы. Ведь следующий президент не обязан придерживаться договоренностей, которые на себя брал предыдущий президент. Поэтому допускаю, что Филарет в этом плане хочет перестраховаться. И вряд ли он хочет идти на раскол. Скорее, позиционирует это как попытку наладить разговор внутри ПЦУ», — объяснил нас эксперт.
«Легитимный» патриархат
Одним из важных условий получения томоса, было объединение церквей в Украине. Речь идет о Киевском, Московском патриархатах и Украинской автокефальной православной церкви. С момента подписания томоса, ПЦУ становится митрополией, а патриархаты уходят в прошлое. Теперь Филарет объясняет, что отказ от статуса Патриархата был чисто ситуативным. И речи о ликвидации УПЦ КП не шло. «Киевский Патриархат остается, он продолжает действовать, тем более, что он зарегистрирован в государственных органах», — объяснил Филарет.
Но, в минкульте еще несколько дней назад объяснили статус Киевского патриархата. «Украинская православная церковь Киевского патриархата и религиозная организация «Киевская патриархия Украинской православной церкви Киевского патриархата» прекратили свою деятельность», — заявили в министерстве. Там напомнили, что поместный собор УПЦ КП 15 декабря 2018 года, накануне Всеукраинского православного объединительного собора, прекратил деятельность церкви путем объединения и присоединения к созданной Православной церкви Украины.
Документально ликвидировать УПЦ КП должен был Минюст, но с подачи самих церквей. И судя по всему, Филарет этого делать не собирается. Как и другие общины, который после получения томоса стали недействительными. На проблему обращает внимание религиовед Руслан Халиков.
«Перерегистрация общин идет довольно криво. Например, Украинской автокефальной церкви, того же Киевского патриархата. Они автоматически не перерегистрировались, и до сих пор вроде бы принадлежат этим церквям. Хотя их церквей уже нет. Возникает вопрос — почему они не перерегистрировались? Они надеются, что это произойдет автоматически? Или тоже считают, что Киевский патриархат до сих пор существует? И вот это может быть более проблемный вопрос», — говорит Халиков.
Чего хочет Филарет
По словам политолога Владимира Фесенко, угрозы от Филарета посыпались именно сейчас — не случайно. Причина — в переходном периоде власти, поэтому легче себя проявить. «То, что это произошло сейчас, как и в истории с Конституционным судом, является проявлением ситуации с переходным периодом, когда одна власть идет с должности, а новый президент еще не пришел. В этот период усиливается политическая нестабильность и нестабильность власти, и этим можно воспользоваться. В данном случае Филарет этим и воспользовался. К большому сожалению на примере Филарета, очень уважаемого человека, мы увидели один из смертных грехов — гордыню. И жажду власти», — говорит Фесенко.
И добавляет, что почти 30 лет назад Филарет оказывался в подобной ситуации. «В начале 90-ых главой Русской православной церкви выбрали Алексия, а не Филарета. А вот если бы он тогда пришел к власти, то мы бы сейчас видели не украинского патриота, а украинофоба и русофила. И тогда, не из патриотических соображений, а только из-за жажды власти он создал Киевский патриархат.
«Сейчас опять появился удобный случай, которым Филарет решил воспользоваться. Со стороны власти — меньше влияния. Если бы не было президентских выборов, то Порошенко на него влиял и пытался договариваться. Пока Епифаний достаточно слабенький, но уже видно, что он хочет быть самостоятельной фигурой», — уточнил политолог.
ПЦУ только выиграет
Действия Филарета — это по сути попытка шантажа, уверен Фесенко. Но на поддержку других священников Филарету рассчитывать не стоит. Это показала и церемония почтения памяти священномученика Макария. На традиционный для УПЦ КП праздник по приглашению Филарета пришли только 4 епископа.
«Думаю, что никто из других священников не пойдет на раскол и возобновление Киевского патриархата. И Филарет угрожает, он раздражен и рассержен. Но сейчас большинство тех, кто принимал участие в создании УПЦ, не пойдут за ним. Об этом не говорят, но все, при участии в объединении, обязательным условием от УПЦ МП и УАПЦ было то, что не Филарет должен возглавить ПЦУ. И он про это знал, и согласился. При этом рассчитывал, что поставит Епифания как марионетку, а сам будет руководить, но не вышло», — объяснил нам Фесенко.
Печальный фарс
В январе Филарету исполнилось 90 лет. Это возраст, когда не стоит думать о жажде власти, считает Фесенко. «90 лет, нужно уже немножко отдохнуть и думать о вечном. Для сравнения можно привести пример греко-католиков. Любомир Гузар ушел сам, сохранив свой авторитет. А у Филарета это выглядит как фарс, но фарс печальный», — говорит политолог. Филарет не откажется от попытки сохранить влияния, считает Руслан Халиков.
«Не смотря на свои 90 лет, он еще в своем возрасте даст фору и нам с вами, и украинским политикам. Это скорее с его стороны попытка сохранить влияние при политическом переформатировании власти. Он вполне осознает, что делает. Но это не испортит радикально жизнь церкви, скорее он пытается сохранить свое влияние в рамках церкви, а не опять начинать строить свой патриархат», — говорит религиовед.
Источники «Главреда» в религиозных кругах говорят, что Константинополь не собирается отбирать у нас томос. «Они поддерживают Епифания, но не поддерживают Филарета. Да, склока в Украине будет такая, что дойдет и до Константинополя. Но там погрозят пальцем и призовут решить вопрос миром, не больше. Томос останется в Украине. Но Филарет не откажется от своих амбиций. И можно допустить, что остановит его только его встреча с Апостолом Петром», — резюмировал собеседник.