Фигаро: В США более 18 000 человек подписали петицию против предстоящего награждения Алена Делона на Каннском кинофестивале за «за выдающуюся карьеру». Его обвиняют в гомофобии и расизме… При оценке творчества актера должны ли учитываться его личная позиция и нравственные принципы?
Эммануэль Пьерра*: Нет, и я считаю эту петицию неприемлемой. Было бы гораздо хуже, если бы кто-то хотел подвергнуть цензуре само творчество, но выступать против награды на том основании, что автор произведения признан морально недостойным, отвратительно. К сожалению это уже далеко не единичный случай и многие от этого пострадали. Это коснулось актера Кевина Спейси, который впал в немилость после движения #MeToo: его убрали из фильма Ридли Скотта «Карточный домик». Кино — это такой вид искусства, где нужно уметь отделять реальность от выдумки и персонажа, которого воплощает актер, от самой личности и таланта этого актера. Став заложников новых правил цензуры, кинематограф потерял фантазию: быть актером — разве это не стать кем-то другим, в отличие от того, кем ты являешься в жизни?
Есть Вуди Аллен и есть его работы, и, какие бы противоречивые чувства не вызывал сам режиссер, то, что он сделал, является свидетельством огромного таланта. Так же есть Роман Полански и есть его работа, и кто такой Полански, и что с ним будет, поскольку он не был осужден — не должно интересовать нас как зрителей. Можно защищать права меньшинств, что я решительно поддерживаю, и в то же время лишиться карьеры из-за глупости тех, кто запускает подобные акции. Я восхищаюсь актером Аленом Делоном, а его личные качества меня не интересует. Я с ним не ужинаю, и о чем бы он ни думал, каковы бы ни были его вкусы, мнения или манеры, это не умаляет его заслуг на экране. Если мы начнем все сваливать в одну кучу, мы можем уже сейчас сжечь наши фильмотеки и библиотеки…
— Однако мы следим за личной жизнью артистов в прессе и на телевидении… Многие из них являются для нас образцами: исходя из этого, действительно ли мы не должны обращать внимания на их жизненные принципы?
— Как юрист вы обеспокоены тем, что такого рода проявления цензуры происходят, как говорится, без суда и следствия?
— Это привело к высшей форме цензуры — самоцензуре. Культурная среда занимается самоцензурой из страха не соответствовать канонам новой морали. И никто этого не избежит! На этой неделе умер режиссер Жан-Клод Бриссо (Jean-Claude Brisseau), и газетные некрологи практически полностью посвящены его сексуальным домогательствам. Гнусные поступки полностью перечеркивают творческие достижения автора, поэтому сегодня в интернете доминирует мораль меньшинств.
Творчество не имеет отношения к нравственности: нравственные принципы касаются только вашей личной жизни, ну или политики. Но это не должно быть использовано, чтобы очернить автора или лишить его престижной награды.
«Вы можете меня любить или не любить. Но вы не можете оспорить мой профессионализм». Вот как отреагировал Ален Делон на полемику вокруг его награждения золотой пальмовой ветвью, намеченного на 19 мая.
* Эммануэль Пьерра (Emmanuel PIERRAT) — юрист, специализирующийся в области культурного и информационного права. Писатель, переводчик, публицист, издатель