На этот раз речь пойдет об «украинской архаике» (вроде веры и языка), которую, по мнению философа Дацюка, отстаивают сторонники «галицкого консенсуса», и об условном «киевском консенсусе», который должен был бы представить какие-то инновации и помочь совершить рывок страны вперед, в сторону Сингапура с Гонконгом. При этом, конечно, не понятно, как украинизация будет тормозить инновации, но не об этой «родовой травме» части интеллигенции сейчас речь.
Несмотря на то, что слова сплетены в свежие конструкции, на самом деле нас этим кормят уже около 28-ми лет. Это такой фон, чтобы было о чем поговорить. Вопрос, следует отдать должное, действительно актуален, поэтому схема и работает так долго.
На протяжении 28-ми лет мы слышим лозунг «чей язык — того и власть». Да, это правда. Но язык не определяет «главного», это «главный» выбирает, на каком языке общаться. Речь не является источником власти или причиной, она является следствием. Сейчас языком собственников крупного бизнеса является преимущественно русский, но это не означает, что с принятием закона о языке сменятся владельцы. В Киеве в ХІХ веке моду и язык определяли крупные землевладельцы Правобережья, а они были поляками, несмотря на русификаторскую политику царского правительства.
Что скрывают эти 28 лет? О том, что политическая нация — это социум, члены которого играют по определенным правилам, где основной вопрос — не атрибуты, не внешние признаки и не верность традициям, и даже не «инновации в вакууме» или «соблюдение законов» (они бывают разные), а банальное «за чей счет мы будем жить и в чьих интересах будет работать государственный аппарат».
Две революции времен независимости, как сейчас любят говорить светлые головы, не были революциями в классическом смысле, потому что не изменили фундаментов, на которых основан социум. И это правда. Но и бунтом против элит они тоже не были, ведь не о персоналиях речь, а о не восприятии российской модели, которую хотели установить на Украине. Другое дело, что со временем форма взяла верх над содержанием, а при отсутствии заинтересованных лиц в реальной трансформации мы просто откатились назад, до привычной дискуссии о «правильной Украине».
Очень давно, на заре независимости, когда люди смотрели телевизор семьями, я случайно увидел интервью с Ольгой Сумской. Она в те времена, после сериала «Роксолана», была на пике славы и рассказывала тем, кто тогда был вместо Гордона, всевозможные истории. Одну из них я запомнил, она касалась «квартирного вопроса». Так вот, оказывается актрисе Сумской квартиру «подарил» поклонник ее таланта, тогдашний премьер-министр Валерий Пустовойтенко. Ну как подарил — поручил выделить. Вы осознаете глубины маразма? Работает человек чиновником, смотрит телевизор, подписывает какую-то писульку — и любимая актриса «заезжает» в новую квартиру. И это не о генсеке какого-то история, не о Северной Корее, а о стране, которая строила и строит «рыночную экономику» под бдительным присмотром МВФ.
В принципе, с тех времен ничего фундаментально не изменилось. То есть такие мелочи, как квартира для актрисы, теперь проще купить за наличные, но привычка не отделять «свое» от «народного» никуда не делась. Чиновники и депутаты всех уровней и в дальнейшем могут «выделять» кому-то имущество, земли или недвижимость. Идет ли речь об лесных угодьях в области, или о куске земли в центре Львова — всегда есть возможность не продать, не сдать в аренду, использовать как залог, а тупо «выделить».
Вы, наверное, заметили, что периоды «обострения» приходятся на последние месяцы каденции, «под занавес праздника». Примерно раз в пять лет происходит открытое окончание «эпохи бедности и жадности» — ближе к финишу, когда уже «пан или пропал» или «сгорела хата, гори и сарай» (если говорить о рейтингах и доверии электората). Тогда решение разнообразных шкурников приобретает действительно уродливые черты, превращается в некий депутатский «Декамерон», когда вокруг чума, все барьеры упали и остается лишь получить последнее наслаждение перед выносом в черный коридор.
Кроме того, растет интерес к подобным махинациям со стороны тех коллег по цеху, которые решили продолжать политическую карьеру. Они «вдруг» начинают замечать, что кто-то ведет себя непорядочно. Так вчерашние «единомышленники» превращаются в непримиримых «оппонентов».
Нынешнее предвыборное обострение является результатом влияния этих двух факторов. Одни стараются побольше «приобрести», потому что следующего шанса не будет. Вторые стремятся занять место первых, поэтому активнее занимаются «разоблачениями».
Так мы в очередной раз становимся на традиционные грабли под названием «надо выбирать новых и порядочных». В ход идут старые заклинания о «защите интересов общества», «честность и профессионализм», о том, что «Украина начинается с тебя» и другие лозунги. Примерно так же работают цыганские гадалки, когда разводят народ на золотые украшения. И как цыгане не лечат рак на железнодорожном вокзале, так и депутаты не стоят на страже интересов «простого человека». Это обман.
Важным является не «защита» бесправных граждан волей царя, а возможность граждан отстоять свои интересы. Важно не просто «выбрать честных», гораздо важнее очертить границы их власти, урезать полномочия до необходимого минимума. По крайней мере, чтобы они не могли ничего «выделять».
Но это красивая теория, а в реальной жизни голосовать, как всегда, придется за «армию, язык, веру» в разных интерпретациях. И вот уже председатель ОГА, который «выделяет» земельные участки, борется с русской попсой, потому что скоро выборы. А с другой стороны «баррикад» ему обязательно подыгрывают те, которые не воспринимают «галицкого варианта». Им тоже надо куда-то избраться и получить возможность что-то «выделить».