В воскресенье, 12 мая, израильский министр социального равноправия Гила Гамлиэль (Gila Gamliel) получила срочное сообщение из Варшавы. Отмеченное красной полоской письмо на её столе прилетело по мейлу из польского МИД. «Визит израильской делегации в Польшу отменяется» — говорилось в сообщении.
Эта новость отдавала сенсацией. На 13 мая был намечен государственный визит большой израильской делегации в Варшаву. Возглавить делегацию должна была министр Гамлиэль. Но поездку пришлось отменить. Подобное в межгосударственных отношениях случается редко. По неофициальным каналам поляки дали понять: приглашение отозвано из-за включения в делегацию директора министерства социального равноправия Израиля Ави Коэна (Avraham «Avi» Cohen). Появление его в составе делегации означает, возмущались польские коллеги, что будет поднят вопрос о компенсациях за имущество евреев в Польше, утраченное во время Второй мировой войны. А официальная Польша ничего подобного обсуждать не желает.
Отсюда из Берлина этот вопрос представляется рядовым, рутинным. А в Польше вокруг него не просто бурлят, а гремят и рвутся страсти. Давайте к подробностям.
Как сообщает 9 канал израильского телевидения, «в Польше в первой декаде мая прошли массовые демонстрации против принятия любых решений по возвращению имущества, отнятого у евреев Польши в период Холокоста. Острие протеста правых сил в Польше направлено против принятого недавно в США закона (т. н. «Акта 447»), позволяющего оказывать санкционное давление на страны, не принявшие законы о реституции еврейской собственности. Согласно этому закону мониторинговые функции за продвижением реституционных процессов в десятках стран, включая Польшу и Румынию, переданы Госдепартаменту США.
Большая часть польского населения возражает против каких-либо шагов, направленных на возвращение еврейской собственности её бывшим владельцам».
Основным «катализатором» ухудшения польско-израильских отношений, сам того не подозревая, стал госсекретарь США Майк Помпео, который во время недавней варшавской конференции указал на необходимость возврата еврейского имущества, отобранного во время войны и после этого не возвращённого владельцам или их потомкам.
«Я настоятельно призываю моих польских коллег продвигать всеобъемлющее законодательство о реституции частной собственности для тех, кто потерял собственность в эпоху Холокоста», — сказал Помпео.
Американский закон, принятый в 2018 году (его называют Just), уже тогда вызвал массовые протесты в Польше. По оценкам экспертов, еврейского имущества, экспроприированного и впоследствии перешедшего к полякам или к государству, в сегодняшних ценах в Польше имеется на 300 миллиардов долларов.
Это дома, земельные участки, а также предприятия, отобранные немцами, впоследствии национализированные коммунистами и не возвращённые владельцам или их наследникам и после падения коммунистического режима.
Израиль же на государственном уровне попросил у Польши вернуть еврейскую собственность. Речь о собственности евреев без наследников, которую польское государство реприватизировало. Сама формулировка «без наследников», по сути, означает, что все родственники были убиты или были вынуждены бежать и никто не смог претендовать на имущество.
Надо помнить, что из живших в Польше на начало сентября 1939 года 3,3 миллиона евреев во время войны погибло 2,8 миллиона, то есть 85 процентов. Большинство семей польских евреев были истреблены целиком. Таким образом их имущество осталось «без наследников», отошло государственной машине, а после падения коммунистов было распродано, часто не без коррупционного следа.
Вот всего лишь один пример, который привёл в своём интервью руководитель Польского агентства печати господин Войчех Сурмач: «Есть под Варшавой, в Пясечном, миква (ванна для ритуального омовения — прим. авт.). Это исключительная миква — единственная миква, действовавшая во время войны. В гетто миквы не было. И богатые религиозные евреи платили тогда огромные деньги немцам, чтобы их привозили к этой микве и они могли пользоваться ей, — рассказывает известный в прошлом журналист, автор разоблачительной статьи «Кадиш за миллион долларов». — Так вот, сегодня там, представьте: паб, бар! Там есть фрагмент застеклённого пола, сквозь него видна часть этой ритуальной ванны с красной подсветкой — прямо как в аду. Над ней можно выпить пива и потанцевать…»
Однако польский президент Анджей Дуда (Andrzej Duda) и министр иностранных дел Яцек Чапутович (Jacek Czaputowicz) ещё в прошлом году заявляли, что Польша не должна компенсировать ущерб, нанесённый нацистами, развязавшими войну и оккупировавшими Польшу.
Больше всего польским властям не нравится та часть американского закона, в которой говорится, что еврейское имущество должно быть возвращено вне зависимости от наличия наследников — если таковых нет, оно должно передаваться в ведение управляющих еврейских организаций, которые используют его на помощь выжившим в Холокосте и на мемориально-культурные цели.
В мае прошлого года США приняли акт, декларирующий государственную помощь еврейским организациям в вопросе возврата имущества. А буквально на днях начал действовать тот самый «Акт 447», позволяющий применять санкции в отношении государств, отказавшихся помогать реституции еврейской собственности. Это не понравилось полякам, начались массовые протесты националистов. Шутка ли, по разным оценкам общая стоимость отнятого имущества близка к 300 миллиардов долларов.
Конечно, такая сумма шибает в мозг. Не удивительно, что даже намёк на её обсуждение привёл к отмене государственного визита израильской делегации в Варшаву. При этом из самой Варшавы постоянно исходят требования к Берлину о выплате компенсаций за Вторую мировую войну. Недавно прозвучала новая цифра требований: триллион евро. До этого просили 600 миллионов, потом 900…
Кстати, в 1953 году Польша официально отказалась от репараций со стороны Германии и не поднимала этот вопрос до развала Советского Союза. А затем решила, что продешевила, и с подачи местных националистов теперь пытается доказать, что подписанное в 1953 году соглашение с Берлином было принято под давлением СССР, касалось уже не существующей Германской Демократической Республики… От выплаты репараций Берлин освобождает и «Договор два плюс четыре», который регулирует отношения объединённой Германии со странами-победительницами во Второй мировой войне.
И тем не менее на самых высоких уровнях в Варшаве постоянно звучат требования компенсации со стороны Германии. Однако на евреев эта государственная щедрость отчего-то не распространяется.
Тем не менее израильская делегация, действительно, намеревалась обсудить с польскими политиками и чиновниками эту болезненную тему. Уже после отмены визита министр социального равенства Гила Гамлиэль заявила: «Никакой фактор, политический или антисемитский, не помешает нам выполнить этот важный нравственный императив».
Глава польского правительства Матеуш Моравецкий (Mateusz Morawiecki) называет возвращение еврейского имущества потомкам жертв Холокоста «победой Гитлера». Об этом он открыто сказал, выступая в воскресенье, 19 мая, на предвыборном митинге правящей партии Prawo i Sprawiedliwość (Право и справедливость, PIS).
«Если Польша начнёт платить компенсации евреям, то это станет победой Гитлера после его смерти», — сказал Моравецкий. И добавил: «Нам говорят, что Польша обязана платить. Это подлость. Это мы, как истинные жертвы (нацизма), должны получать компенсации».