Таллин/Калининград — Один из рудиментов Советского Союза скоро исчезнет, поскольку Прибалтика и Россия перестанут принадлежать к единой энергосистеме.
Прибалтика планирует присоединиться к энергетической системе континентальной Европы в 2025 году. Однако Россия готовится отделиться быстрее. За год в Калининграде появились три новые электростанции, благодаря которым область уже сейчас стала независимой в вопросах электроснабжения.
Скоро ситуация окончательно прояснится. 24 мая Калининград начнет трехдневные испытания, чтобы выяснить, сможет ли область функционировать в изолированном режиме.
Прибалтика очень внимательно следит за экспериментом Калининграда по отделению от общей системы энергоснабжения.
«Если испытания в Калининграде пройдут успешно, мы сможем сказать, что Российская Федерация, включая Калининградскую область и ее энергосистему, может работать независимо от системы стран Прибалтики», — говорит председатель правления оператора эстонских электросетей «Элеринг» (Elering) Таави Вескимяги (Taavi Veskimägi).
Сейчас Калининград является частью созданного в советское время энергокольца БРЭЛЛ, которое охватывает Белоруссию, Россию, Эстонию, Латвию и Литву. Благодаря ему Калининград сейчас относится к одной энергетической системе с остальной Россией. Но из-за Калининграда Россия в то же время зависит от энергетической сети Прибалтики.
Возможно, на следующей неделе этой зависимости уже не будет.
«Мы оказались в ситуации, когда риски для нас возросли. Мы зависимы от России, а Россия от нас больше не зависит», — говорит Вескимяги.
Недалеко от центра Калининграда стоит новая Прегольская ТЭС, работающая на газе.
Запущенная в марте электростанция — большое синее здание, похожее на коробку, из которой поднимаются красно-белые полосатые трубы.
Внутрь попасть нельзя. Иностранцу нужно получить разрешение за два месяца до посещения. «И это по меньшей мере», — говорит представитель организации «Интер Раон» (Inter Raon). В пресс-релизе энергетической компании, в свою очередь, подтверждаются даты проведения испытаний, но ситуацию обещают прокомментировать только после их проведения.
Прегольская ТЭС — новейшая из трех недавно построенных электростанций. Две электростанции были достроены в марте 2019 года. Кроме этого, строится еще одна новая — угольная ТЭС. Все строительные работы начались в 2016 году, когда Россия решила сделать Калининград «энергетически независимым».
Независимость в данном случае означает, что Калининград будет автономным во всех ситуациях.
«Даже без четырех новых электростанций имеющиеся мощности превышают потребности области в полтора раза», — говорит Владимир Абрамов, исследователь калининградской политики.
Электростанции уже работают, но не на полную мощность. Новые электростанции все же нужно было построить — для экстренных случаев.
Для энергосети БРЭЛЛ важно то, что входящие в нее электростанции работают на одной частоте тока. «Пульсацию» электроэнергии, производимой электростанциями общей энергосети, «синхронизируют», приводя к единой частоте, поскольку так можно обеспечить стабильность в распределении электроэнергии.
Речь идет о «разделении ответственности», взаимных гарантиях или договоре о взаимопомощи. Если одна из электростанций прекратит работать, другие электростанции могут автоматически восстановить нехватку энергии, и потребители даже не заметят проблемы.
Вместе Эстония, Латвия и Литва представляют слишком маленькую сеть для подобного «разделения ответственности». Поэтому их важно перевести на одну частоту с уже существующей энергосетью. В Калининграде по этой же причине нужно было построить несколько электростанций.
«Поэтому приходится использовать огромные суммы для создания двойной системы», — говорит Абрамов.
Россия также построила в Калининграде терминал по приему сжиженного природного газа, чтобы область не зависела от газопровода, идущего через Литву.
«Все из-за геополитики»
В странах Прибалтики уже долгое время считается, что энергетическая сеть, контролируемая Россией, является риском для безопасности страны. Подозрения усилились, когда Россия захватила Крым и начала военные действия на востоке Украины в 2014 году.
В последние годы эта тема была одной из основных на всех встречах руководителей стран Прибалтики. Литва все еще зависит от российского и белорусского электричества, и президент страны Даля Грибаускайте (Dalia Grybauskaitė) регулярно напоминает, что переход к энергосети континентальной Европы является важнейшим вопросом безопасности региона.
Поэтому критикам идеи напоминают, что проект нельзя рассматривать только с позиции экономики и технических вопросов.
«Речь идет об энергетической безопасности, — говорит Вескимяги. — Этот вопрос важен для Прибалтики так же, как членство в ЕС и НАТО. Это отделение от Востока и присоединение к Западу».
Реализации проекта помогло решение Комиссии сделать из Европейского союза в том числе и энергетический союз с общим рынком электроэнергии. Евросоюз тоже беспокоит, что сейчас Прибалтика технически зависима от энергетической системы России.
Евросоюз должен обеспечить 75% затрат из тех 1,5 миллиардов евро, которые потребуются для присоединения Прибалтики к новой сети. К примеру, из Польши в Литву нужно будет протянуть дополнительную линию электропередач.
У этого вопроса есть и экономическая сторона, сказала президент Эстонии Керсти Кальюлайд (Kersti Kaljulaid) на апрельской встрече с Владимиром Путиным в Москве. По словам Кальюлайд, это удивило Путина.
«Я сказала, что энергосети были построены в 1960-е годы и нуждаются в обновлении. Для нас выгоднее и проще работать в западном направлении», — сказала Кальюлайд эстонским изданиям после встречи.
Экономическое воздействие заключается и в том, что при смене частоты в странах Прибалтики экспорт российской электроэнергии в Прибалтику прекратится.
Электричество можно передавать и между энергосетями с разными частотами, используя трансформаторные подстанции. Из Финляндии идут энергетические линии и в Эстонию, и в Россию (Финляндия покупает у России электричество). Однако страны Прибалтики не собираются строить трансформаторы.
По мнению России, «пересинхронизация» стран Прибалтики — не единственная причина, почему Калининград делают независимой зоной в вопросах энергетики. Сомнения в данном вопросе обоюдны.
Россия практически не комментировала переход Прибалтики к другой энергосети.
«Это их дело, в это будут вкладываться дополнительные деньги их налогоплательщиков», — сказал Путин в январе, комментируя вопрос с финансированием ЕС.
Вице-премьер Дмитрий Козак, в свою очередь, сказал на открытии Прегольской электростанции в марте, что Россия готова продолжить работать на прежних условиях до 2025 года.
Вескимяги не верит, что Россия готова разорвать связь с прибалтийской энергосистемой. Обеспечение Калининграда автономным электроснабжением будет обходиться гораздо дороже, чем обеспечение области энергией в составе общей сети.
Смысл отделения от общей энергосистемы заключается в том, что в случае возникновения конфликта Россия не сможет использовать общую энергосистему как одно из средств давления. В Прибалтике вряд ли когда-нибудь погаснет свет, но работа энергосети станет значительно запутаннее.
Вескимяги предположил, что проведение испытаний в конце недели означает желание Россия минимизировать возможные риски, ведь изначально испытания по отделению стран Прибалтики должны были пройти в июне. Россия хочет убедиться, что система Калининграда будет продолжать функционировать во время испытаний в Прибалтике.
Из-за испытаний в Калининграде страны Прибалтики решили провести свои испытания не ранее 2022 года.
«Эскалация ситуации совершенно не соответствует нашим интересы. Наша цель — спокойный выход из энергосистемы, а не выход, во время которого бьют посуду», — говорит Вескимяги.