Международное сотрудничество ослабевает — и между США и Ираном вот-вот может разразиться война. В преддверии выборов в ЕС это тревожит министра иностранных дел Швеции Маргот Валльстрём (Margot Wallström, социал-демократы).
«Ложась спать по вечерам, думаешь, что ситуация очень опасна, но мы не можем просто лечь и умереть. Мы все-таки должны бороться».
Великолепный летний день примерно за неделю до выборов в ЕС. Комната министра иностранных дел Маргот Валльстрём во Дворце наследного принца на площади Густава Адольфа в Стокгольме наполнена теплым светом. Но в окружающем мире сгущаются тучи.
Система международного сотрудничества и многосторонних отношений, возникшая после Второй мировой войны, ослабла. Авторитарные тенденции в мире набирают силу.
«Демократия под угрозой, и сегодня больше людей, чем когда-либо за последние сорок лет, живут в странах с авторитарными тенденциями, они гораздо многочисленнее, чем население государств, делающих демократические успехи», — говорит Маргот Валльстрём.
Этому поспособствовал американский президент Дональд Трамп. Он мало значения придает международным договоренностям и сотрудничеству, вышел из договора по климату, из договора о ракетах малой и средней дальности, а также из соглашения по иранской ядерной программе.
Кроме того, Трамп воздает хвалу авторитарным лидерам вроде северокорейского Ким Чен Ына, филиппинского Родриго Дутерте (Rodrigo Duterte) и российского Владимира Путина. В то же время он призывает британцев покинуть ЕС и представляет Европейский союз в роли противника.
«Впервые США в официальном контексте назвали ЕС врагом — „a foe". Это по-настоящему плохо. Но пока все еще в наших руках, и мы должны попытаться собраться и организоваться. Силы добра против сил зла. Я практически так это и вижу».
На стороне злых сил — фундаменталисты, экстремисты и те, кто верит в идею разделения мира. Те, кто затыкает рты журналистам и правозащитникам и подавляет права женщин.
«Это часть более масштабного движения, которое ведет к регрессу в ряде сфер. К сожалению, часто в первую очередь страдают женщины».
Еще один повод для тревоги — растущий риск войны в регионах вокруг Персидского залива. Он усилился, когда США заявили, что любую атаку со стороны союзников Ирана станут расценивать как атаку самого Ирана.
«Из-за этого ситуация стала очень шаткой и хрупкой. Война может начаться по ошибке, а еще таким положением вещей может воспользоваться какой-нибудь дурак», — говорит Маргот Валльстрём.
По всей видимости, в американской администрации царят самые разные настроения, и кое-кто из сотрудников Трампа, похоже, больше заинтересован в военной конфронтации, чем сам президент. Объединяет их желание увидеть смену режима в Иране.
«Это нереалистично, и эскалация контрпродуктивна. Нынешняя ситуация укрепляет позиции бескомпромиссных консервативных сил в Иране. Они говорят: „Посмотрите, вы не можете полагаться на ваших европейских друзей. Они ведь просто откажутся от договора, и все станет как раньше". Нам необходимо вести диалог и искать другие способы давления», — говорит Маргот Валльстрём.
Из-за тревожной обстановки в мире бывает трудно спокойно спать по ночам.
«Все это очень подавляет. Ложась спать, думаешь, что ситуация очень опасна, но один писатель сказал, что у нашего времени столько символов, что можно умереть от сердечной скорби, если начать толковать их все. Но мы не можем просто лечь и умереть. Мы все-таки должны бороться».
Поэтому Швеция усердно трудится в попытках сохранить многосторонние отношения и международное сотрудничество. В качестве конкретного примера этой работы можно упомянуть международную конференцию по ядерному разоружению, которую правительство собирает 11 июня.
«Инициативу восприняли с большим энтузиазмом, ведь в последний раз подобные международные конференции на министерском уровне проводились много лет назад», — говорит Маргот Валльстрём.
С мыслью о сотрудничестве и солидарности она смотрит на грядущие выборы в ЕС. По ее мнению, люди забывают, что ЕС по-прежнему остается мирным проектом, играющим важную роль на планете.
«Мы, 28 министров иностранных дел, встречаемся ежемесячно, стараясь найти решения и прийти к общей позиции по зарубежной политике. Мы не должны терять силу, которую имеем благодаря совместной работе в ЕС. Сегодня как никогда нужно ее ценить».
Маргот Валльстрём радуется, что Левая партия и Шведские демократы передумали и больше не выступают за выход страны из ЕС. По ее мнению, это может быть связано с хаосом, который начался в связи с Брекситом Великобритании.
«Шведский народ не поддерживает идею выхода из ЕС. Кроме того, мы ведь видели, к каким последствиям может привести решение страны покинуть сообщество. Я думаю, это отпугивает многих. Да и то, как сами британцы разбираются с этим процессом, — крайне неприятно».
В преддверии выборов в ЕС ее возмущает слоган Христианских демократов о том, что ЕС должно быть «в меру».
«Они украли слоган Трампа „Сделаем Америку снова великой" (Make America great again) и переделали его в совершенно бессмысленный, можно сказать, унизительный слоган „Пусть ЕС снова будет в меру" (Make EU lagom again). Что это значит? И когда же это ЕС был „не в меру"? Это все равно что ничего не сказать и обмануть избирателей. Я думаю, что это по-настоящему ужасно».
Кроме Валльстрём, кампанию Христианских демократов критиковали лидер Либералов Ян Бьёрклунд (Jan Björklund) и бывший министр иностранных дел Карл Бильдт (Carl Bildt).
По мнению Валльстрём, самый большой вопрос в преддверии выборов в ЕС — в том, как использовать своих европарламентариев и какие темы они будут продвигать.
Сама она считает климат важнейшей проблемой. Она хочет, чтобы ЕС в этой сфере был движущей силой, которая показывает миру позитивные возможности, которые открываются, когда меняешь отношение к климату. Заодно Валльстрём отвесила оплеуху новым сторонникам ядерной энергии.
«Если как следует подумать, разумно ли выбирать самый дорогой вид энергии, в который можно инвестировать средства? Для которого никак не решена проблема отходов, не разлагающихся сотни тысяч лет? И который совершенно не подходит по критериям безопасности? Все это кажется очень устаревшей точкой зрения».
В качестве пугающего примера она приводит недавно построенный финский атомный реактор Олкилуото-3. Строительство длилось на десять лет дольше, чем планировалось, и оказалось в три раза дороже. Несмотря на это, его пока так и не запустили.
Маргот Валльстрём хочет, чтобы были надстроены социальные основы ЕС, касающиеся благосостояния и трудовой занятости.
«По-моему, очень странно, что кто-то добивается, чтобы в ЕС были введены те же самые строгие правила в сфере защиты прав животных, что и у нас, в Швеции, но при этом категорически выступает против помощи людям, которые пытаются устроиться на работу, мотаясь из страны в страну в поисках лучших условий и в стремлении избежать эксплуатации. По-моему, одно с другим плохо сочетается».
В конце интервью я спрашиваю, как министр иностранных дел относится к тому, что семь шведских детей-сирот вернулись в Швецию из лагеря в Сирии.
«Хорошо, что нам удалось им помочь, и что все прошло достойным образом. Сейчас они поступили под опеку социальных служб, и на этом зона нашей ответственности заканчивается. В то же время мы продолжаем попытки понять, кто еще остался в Сирии, и установить их личности. Работа идет, и она непростая».
Много лет в правительстве, Еврокомиссии и ООН
Маргот Валльстрём — социал-демократ и министр иностранных дел Швеции с 2014 года. Вступив в должность, она объявила, что Швеция первой в мире начнет феминистическую внешнюю политику. Кроме того, она — заместитель премьер-министра Стефана Лёвена (Stefan Löfven, социал-демократы).
Валльстрём родилась в 1954 году в Коге, в коммуне Шеллефтео. Ее отец работал на лесопилке, а мать была швеей. Она рано начала участвовать в деятельности Союза шведской социал-демократической молодежи и основала местное отделение в Коге.
С 1988 года она занимала ряд государственных постов: с 1988 по 1991 год была заместителем министра по гражданским делам, затем, с 1994 по 1996 год, — министром культуры, а с 1994 по 1996 — министром социальных дел.
Десять лет она работала в Европейской комиссии. С 1999 по 2004 годы была комиссаром ЕС по экологии, с 2004 по 2010 годы — первым вице-председателем Европейской комиссии по делам институциональных отношений и коммуникации.
С 2010 по 2012 она выступала особым представителем генерального секретаря ООН по делам сексуального насилия в условиях конфликтов.