Партия «Лига» Маттео Сальвини (Matteo Salvini) стала одним из главных победителей на выборах в Европарламент, поскольку ей удалось прийти первой в Италии, набрав 30-35% голосов избирателей. Левоцентристская Демократическая партия финишировала второй, опередив партнера Сальвини по коалиционному правительству, «Движение пяти звезд».
Такие результаты резко контрастируют с результатами прошлогодних всеобщих выборов, на которых «Лига» набрала всего 17%, а «Движение пять звезд» — 32% голосов. По сути, эти две партии просто поменялись местами.
Другим победителем выборов в Европарламент стало «Национальное объединение» Марин Ле Пен (Marine Le Pen), которое одержало удивившую многих победу над «Возрождением» Эммануэля Макрона. Ожидается, что по итогам голосования «Национальное объединение» Ле Пен наберет 24%, опередив с небольшим отрывом Макрона, который получит 22,5% голосов.
В Соединенном Королевстве лидером стала партия Брексита Найджела Фараджа (Nigel Farage), за которую проголосовала примерно треть избирателей и которая оставила позади тори и лейбористов. Это не удивляет, потому что нам уже давно известно, что уровень поддержки консерваторов и лейбористов заметно уменьшился из-за непрекращающихся провалов, связанных с Брекситом.
Что все это значит?
Коротко говоря, такие результаты выборов окажут влияние скорее на политику на национальном уровне, нежели на решения Европарламента в целом. Теперь все партии начнут искать союзников, чтобы попытаться укрепить свои позиции, однако у них все равно не получится перестроить нынешний политический порядок.
Впервые с 1989 года процент голосов, отданных за Европейскую народную партию, опустился ниже 25%, а уровень поддержки Прогрессивного альянса социалистов и демократов оказалась самой низкой с момента первых прямых выборов 1979 года.
Пройдет еще много лет, прежде чем у популистов и зеленых появится шанс получить место за общим столом. Однако они уже перешагнули порог и прикладывают массу усилий для того, чтобы это место получить.
Это существенное изменение в европейских политических и социальных настроениях, однако это только начало — нам стоит приготовиться к дальнейшим переменам в ближайшие несколько лет. И в долгосрочной перспективе эта динамика несет в себе риски для евро.
Пока нам стоит ожидать некоторых политических перестановок и, возможно, неопределенности. Сейчас внимание многих будет приковано к Италии, где Сальвини, возможно, захочет разорвать связи с «Движением пяти звезд» и добиться проведения всеобщих выборов.
Еще рано делать какие-либо выводы, и представители обеих партий заявляли, что они продолжат сотрудничать в рамках коалиционного правительства, но все мы знаем, какими бывают политики. Вполне возможно, Сальвини уже точит свой нож.