После прочтения книги Марека Филдса (Marek Fields) «Западный ветер. Пропаганда Великобритании и Америки в годы холодной войны в Финляндии» (Lännestä tuulee. Britannian ja Yhdysvaltojen propaganda kylmän sodan Suomessa), случайные кибератаки кажутся чем-то незначительным.
Марек Филдс — финско-британский историк, который на протяжении многих лет занимался исследованием того, какие действия предпринимал Запад для сохранения Финляндии в своем лагере.
По этой теме уже публиковали свои труды такие авторы, как Юсси Ханхимяки (Jussi Hanhimäki), Микко Маяндер (Mikko Majander), Алекси Майнио (Aleksi Mainio), Ханну Рауткаллио (Hannu Rautkallio) и Юкка Рислакки (Jukka Rislakki). Однако тема настолько интересна, что она вряд ли когда-нибудь сможет наскучить читателю. Для любителя истории это настоящий деликатес.
Промывка мозгов финнам началась сразу же после Советско-финской войны 1941‒1944 годов (в финской историографии — Война-продолжение). Советский Союз хотел пропагандистскими методами одержать победу в битве, которая закончилась осенью 1944 года перемирием, и начал масштабную операцию под прикрытием Общества дружбы «Финляндия — Советский Союз» (Suomi-Neuvostoliitto-Seura).
Западу нужно было нанести ответный удар исподтишка. Советский Союз нельзя было чрезмерно злить. Запад потерял бы Финляндию, если бы вместо словесной войны использовались настоящие пушки и танки.
Посол Великобритании Освальд Скотт (Oswald Scott) говорил, что политика его страны в отношении Финляндии основывалась на «максимальном воздействии и минимальной открытости».
У пропаганды Запада было два надежных партнера: медиаконцерн «Санома» (Sanoma) и Социал-демократическая партия Финляндии (Suomen Sosiaalidemokraattinen Puolue, SDP). Руководителя медиаконцерна «Санома» Эльяса Эркко (Eljas Erkko) и председателя Социал-демократической партии Вяйнё Таннера (Väinö Tanner) в западных дипломатических докладах очень расхваливали.
У Советского Союза было значительно больше денег, но статьи Запада получали больше отклика.
«Наши ресурсы очень скудны, чтобы сравнивать их с ресурсами, которыми располагают русские для привлечения финнов на свою сторону. Однако мы и не нуждаемся в таком количестве ресурсов, поскольку на нашей стороне — благосклонность финнов», — писал посол Великобритании в Хельсинки Эндрю Ноубл (Andrew Noble) министру иностранных дел Великобритании Энтони Идену (Anthony Eden) в июне 1952 года.
Тогда посол Ноубл и аппарат пропаганды Великобритании готовились к соперничеству Востока и Запада во время проведения Олимпиады в Хельсинки.
Англичане победили, потому что они привезли в Финляндию молодого и красивого герцога Эдинбургского Филиппа (Philip). Девять дней он встречался с финнами и воодушевлял спортсменов.
Финская газета «Илта-Саномат» (Ilta-Sanomat) ежедневно публиковала репортажи о визите Филиппа и рассуждала в редакционных статьях о том, «встретили ли бы даже самые знаменитые звезды Голливуда столь же спонтанный и теплый прием от жителей Хельсинки».
Газеты медиаконцерна «Санома» — «Хельсингин Саномат» (Helsingin Sanomat), «Илта-Саномат», «Вииккосаномат» (Viikkosanomat) и особенно «Валитут Палат» (Valitut Palat) постоянно сотрудничали с посольствами и информационными центрами Великобритании и США.
На Западе открыто восхищались умением Эльяса Эркко вставлять антисоветские статьи на страницы «Валитут Палат».
«Когда у Эркко спросили, как ему удавалось опубликовать такой материал, он сказал, что хотел только коснуться опасной границы пропаганды, а не нарушать ее», — пишет Филдс. Он рассказывает, как однажды Эркко признался своим западным друзьям в том, что в своих действиях он руководствуется больше интуицией, чем разумом.
«Газетный король» участвовал практически во всех операциях, в которых противились влиянию Советского Союза.
Книга Филдса рассказывает о периоде до начала 1970-х годов. Тогда в Финляндии подул сильный восточный ветер. На Западе боялись, что страна попадет в объятья Советского Союза, поскольку многие старые друзья, включая Социал-демократическую партию Финляндии, обратили свой взор в сторону Москвы.
В момент опасности британские дипломаты попросили королеву совершить визит в Финляндию, и в 1976 году Елизавета II прилетела в Хельсинки. Визит стал грандиозным медиасобытием — в том числе и потому, что в день визита королевы газета «Хельсингин Саномат» убрала рекламу с главной страницы и опубликовала портрет Елизаветы и Филиппа.