Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Россия нанесет удар по Украине: с 1 июня грозит дефицит и скачок цен на бензин (Обозреватель, Украина)

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Россия запрещает с 1 июня продавать или провозить через свою территорию нефтепродукты на Украину. Исключения могут касаться только тех компаний, которые получат специальное разрешение. Такое решение рискует оставить украинский рынок не только без российских нефтепродуктов, но и ограничить импорт из Казахстана. А это может спровоцировать дефицит и рост цен. «Обозреватель» разобрался, чем украинцам грозит новый запрет от РФ.

Главное

  • с 1 июня РФ вводит новые санкции против Украины;
  • поставлять бензин и другие нефтепродукты в Украину через или из Россию смогут только избранные компании;
  • это спровоцирует рост цен на нефтепродукты.

В заложниках у России: к чему приведет новый запрет

Украинские предприятия обеспечивают только 20% потребности в светлых нефтепродуктах. Остальное приходится импортировать. Сжиженный газ, бензин и дизель поставляют в основном из трех стран — РФ, Белоруссия (перерабатывает российскую нефть) и Казахстан. При этом Россия имеет влияния на все перечисленные источники нефтепродуктов.

К примеру, сжиженный газ в Украине за последнюю неделю мая вырос на 30% Такой скачок прокомментировал коммерческий директор государственной Укргаздобычи Сергей Федоренко. По его словам, с 1 июня Россия обязала получать специальные лицензии на поставку энергоресурсов в Украину не только для тех компании, которые производят их на территории РФ, но и для тех, кто транспортирует их через территории государства-агрессора.

«Причиной [резкого подорожания] стали ожидания участников рынка относительно того, что сроки поставки импортного ресурса из РФ и Казахстана могут быть смещены из-за введения с 1 июня со стороны России лицензий на поставку нефтепродуктов и газа на территорию Украины, производимых российскими заводами или проходящих транзитом через ее территорию (что не было понятно сразу, и стало неприятным сюрпризом для поставщиков казахстанского продукта)», — пояснил Сергей Федоренко. Рынок работает «с колес», поясняет «Обозреватель» замглавы биржевого комитета УЭБ Алексей Ластовец. То есть то, что получили, сразу же продают. И когда поставки по каким-то причинная задерживаются, это сразу же провоцирует снижения объемов предложения и, как следствие, взлет цен. При этом действуют рыночные условия формирования цены. И сама новость о том, что с поставками возникнут перебои, приводит к росту цен.

Важно отметить, что Россия не запретила экспорт на Украину, а всего лишь обязала всех, кто этим занимается, получать специальную лицензию у Минэкономразвития РФ. «Операторы должны будут получать новые лицензии. По факту, кажется, ничего не поменяется. Возможно, не все компании, которые занимаются импортом, смогут быстро получить лицензии», — Алексей Ластовец.

В Антимонопольном комитете уже бьют тревогу. Они отправили письмо и в Кабмин, и президенту, и в СНБО. Боятся дефицита и роста цен. По их мнению, решение России «создает риски ограничения конкуренции на рынке оптовой торговли нефтепродуктами и может вызвать рост цен на топливо в розничной сети, в том числе в связи с необходимостью диверсификации источников поставок».

Правда, такое мнение разделяют далеко не все эксперты рынка. Нефтегазовая ассоциация Украины опубликовала заявление, в котором утверждается, что дефицита топлива не будет.

«Если компании-поставщики топлива своевременно получат разрешения, ситуация на рынке нефтепродуктов Украины останется неизменной. На сегодняшний день критерии и правила, по которым будут выдавать такие разрешения, пока не опубликованы», — сказано в сообщении.

Если же разрешения не выдадут, то Украины переориентируется на поставки из других стран: Беларуси, Польши, Румынии, Венгрии. Но в таком случае цены все-таки вырастут: как минимум увеличатся затраты на логистику.

Что будет с ценами на бензин

Еще одна возможная проблема — если российское министерство будет выдавать лицензии только «избранным» операторам, это может привезти к росту доли рынка определенных, связанных с РФ, компаниям.

Алексей Ластовец поясняет: летом традиционно растет спрос на топливо. Активизируются перевозки, начинается активная фаза работы аграриев. Поэтому незначительного роста цен избежать не удастся. Эксперт сырьевых рынков Алексей Бобанец считает, что бензин в июне может подорожать на 30-40 копеек залитр. Речь идет о марки А-95, который на данный момент в среднем продается за 31,2 гривны за литр. В то же время автогаз прибавит около 15-20 копеек.

«Рынок, при всем желании, не может позволить себе резких скачков. Два главных ограничителя — конкуренция и покупательская способность. Как только будет расти цена, в той же пропорции будут снижаться и объемы проданного продукта. А у нас зарабатывают в первую очередь на объемах, а не на высокой маржинальности. По автогазу также есть свое ограничения. Если цена на автомобильный газ превышает 50% стоимости бензина, автогаз просто не выгодно покупать», — поясняет Алексей Бобанец.

Так или иначе, любые ограничения на рынке могут вызвать колебания и скачки цен, особенно в условиях высокой волатильности. Чтобы обезопасить себя от подобных ситуаций, необходимо не только разделять источники импорта светлых нефтепродуктов, но и работать над собственным производством, привлечением инвестиций и модернизацией мощностей.