Когда воскресным вечером предприниматель Веса Тукиайнен (Vesa Tukiainen) едет в Санкт-Петербург из финской Коуволы, где живет с семьей, он не берет с собой чемодан.
Он организовал свою жизнь таким образом, что у него есть все необходимое как в доме в Коуволе, так и в арендуемой квартире в Санкт-Петербурге.
Семья не привязана к Коуволе. Этот город был выбран для проживания из логических соображений. Самым важным условием была возможность легко добраться на поезде до Санкт-Петербурга.
«Мы искали дом в Лахти и Вайниккале, но там не было необходимых для нас услуг», — рассказывает Тукиайнен в кафе у книжного магазина «Дом книги» на Невском проспекте.
Через Лахти, Коуволу и Вайниккалу проходит маршрут скоростного поезда «Аллегро». Коувола — предпоследняя остановка перед Россией.
Из Коуволы можно добраться до Санкт-Петербурга за два часа пятнадцать минут. Путь из Хельсинки до Санкт-Петербурга составляет меньше трех с половиной часов.
Тукиайнен — директор российского завода фирмы по производству промышленных красок «Нор-Маали». Жена и трое детей дошкольного возраста живут в Финляндии.
«В Финляндии детям гораздо проще. Зачем все усложнять?»
Число финских предприятий в Санкт-Петербурге не уменьшилось, чего не скажешь о числе финнов.
По оценке Генерального консульства Финляндии в Санкт-Петербурге, в северо-западной части России сейчас живет максимум тысяча финнов, большая их часть — в Санкт-Петербурге. Еще несколько лет назад финнов здесь было в два раза больше, а семь лет назад в одном только Санкт-Петербурге проживали около четырех тысяч финнов.
Этот спад в численности финнов вызван не столько санкционной политикой западных стран, сколько улучшившимся сообщением между городами.
Поезд «Аллегро» начал курсировать между Хельсинки и Санкт-Петербургом в декабре 2010 года. Раньше пассажиров в Санкт-Петербург возили поезда «Репин» и «Сибелиус». Дорога занимала в худшем случае больше восьми часов, в лучшем — шесть с половиной.
С «Аллегро» время пути сократилось практически наполовину. За девять лет продолжительность поездки уменьшилась еще на девять минут.
Скоростным поездом «Аллегро» ежегодно пользуется примерно полмиллиона человек. Больше половины составляют россияне, примерно треть — финны, но число финнов постоянно увеличивается. В 2019 году прирост финских пассажиров составил 18%.
Руководитель по развитию из Финско-Российской торговой палаты (ФРТП) Тарья Тейттинен (Tarja Teittinen) регулярно ездит из Хельсинки в Санкт-Петербург и обратно, начиная с осени 2018 года.
«Мы поняли, что нам нужны дополнительные силы в нашем петербургском представительстве, потому что здесь происходит много событий», — говорит Тейттинен.
Финско-Российская торговая палата входит в сеть Team Finland («Команда Финляндия», англ.) в России, и ее целью является продвижение финских предприятий в России. Финские предприятия интересуются, принесет ли российская реформа по утилизации отходов новые возможности в сфере бизнеса.
Ведение бизнеса в России требует личного присутствия, хотя финские дочерние компании сейчас нанимают русских сотрудников. Тейттинен — единственный финский работник представительства ФРТП в Санкт-Петербурге.
«Мы рассказываем, что торговые отношения в России по-прежнему поддерживаются на личном уровне. Нужно много встречаться с клиентами».
Тейттинен живет в отеле в центре Санкт-Петербурга. От отеля до своего места работы, Дома Финляндии, она может дойти пешком за несколько минут. В Санкт-Петербург она приезжает максимум на пять рабочих дней. Иногда она остается в России всего лишь на день.
Муж и сын-подросток живут в Хельсинки, где Тейттинен проводит выходные.
«Связь не теряется, потому что добраться очень легко».
Многие финны оставляют свои семьи в Финляндии. От этого страдает и Финская школа в Санкт-Петербурге, в ней этой осенью будут учиться 35 детей.
Директор школы Пяйви Хююрюнен (Päivi Hyyrynen) не может припомнить, когда в школе было настолько мало учащихся. Каждому пятому школьнику пришлось уехать.
«У финнов есть определенное мнение о России и россиянах. Сюда не осмеливаются приезжать семьей», — говорит Хююрюнен.
В 2019 году Финской школе в Санкт-Петербурге исполняется 25 лет, и на данный момент она является третьей крупнейшей финской школой за рубежом. Здесь учатся дети с первого по девятый класс. Родители занимаются бизнесом в России, работают в Генеральном консульстве Финляндии в Санкт-Петербурге, в церкви или религиозных организациях.
«Знают ли они о существовании такой школы?» — размышляет Хююрюнен.
«Мать, воспитывающая ребенка в одиночку, может привезти нам своего ребенка, если приезжает в Санкт-Петербург учиться или на стажировку. У нас есть утренние и вечерние кружки. Вся семья может оторваться от финских будней».
Семья Тукиайненов решила, что дети и жена останутся в Финляндии еще хотя бы на год. Финская школа в Санкт-Петербурге — один из вариантов, когда настанет время идти в школу.
«Эта школа выпускает очень успешных детей. В ней учился Линус Торвальдс (Linus Torvalds, финно-американский программист, создатель ядра операционной системы „Линукс" (Linux), прим. пер.). Многие стремятся к тому, чтобы дети отучились в начальных классах этой школы».
Тукиайнен работает в Санкт-Петербурге десять лет. Регулярные поездки он совершает вот уже пять лет. Рынок производства красок в России настолько велик, что его не хочется покидать.
В Санкт-Петербурге можно спокойно сосредоточиться на работе. Выходные в Коуволе — это свободное время для Тукиайнена. Жена и дети регулярно приезжают в Санкт-Петербург, что только способствует положительному развитию семейных отношений.
С решением о том, где жить постоянно, можно не спешить.
«Это решение принимать не обязательно, ведь всегда можно просто запрыгнуть в поезд».
Факты
В Санкт-Петербурге всегда жили финны
Пиком был 1881 год, когда Санкт-Петербург был «вторым крупнейшим финским городом». Тогда Санкт-Петербург был вторым после Хельсинки городом по численности проживавших в нем финнов — больше 24 тысяч.
Затем это число начало падать. В последнее десятилетие существования автономии в Санкт-Петербурге проживало больше 17 тысяч финнов.
В Санкт-Петербурге финнов привлекала работа. В XVIII — XIX веках большая часть финнов занимались ручным трудом и работали в промышленности, многие были сапожниками, кузнецами и портными.
В конце 1930-х годов в Ленинграде жили около восьми тысяч много финнов.
В 1970-х — 1980-х число финнов составляло около пяти с половиной тысяч.
Еще в начале 2000-х годов в Санкт-Петербурге проживали больше четырех тысяч финнов.
Источники: книга Макса Энгмана (Max Engman) «Финляндцы в Петербурге» (Pietarinsuomalaiset) 2004 года, интернет-издание Высшей школы экономики «Демоскоп»