На протяжении многовековой исламской истории народ награждал халифов, султанов, вали (наместников — прим. ред.) и политиков унизительными прозвищами, чтобы подорвать их авторитет и выразить недовольство репрессивными действиями правителей, не имея возможности противостоять им другим способом.
«Личностные» и «родительские» прозвища Омейядов
Основатель и первый халиф династии Омейядов Муавия ибн Абу Суфьян (603-680 гг.) — один из первых омейядских политиков, получивших унизительное прозвище.
Муавию ибн Абу Суфьяна прозвали «сыном пожирательницы печени» из-за его матери Хинд бинт Утбы ибн Рабии, которая съела печень Хамзы ибн Абд аль-Мутталиба во время битвы при Ухуде. Об этом рассказывает доктор Фуад Салех ас-Сайид в книге «Словарь политических прозвищ в арабской и исламской истории».
Четвертый халиф из династии Омейядов Марван ибн аль-Хакам ибн аль-Аас (623-686 гг.) имел несколько прозвищ. Однажды враг назвал его: «О, сын аз-Зарка». По некоторым данным, синим цветом отмечали дома блудниц в доисламский период.
Он также известен как «сын изгнанника» из-за отца аль-Хакама ибн Абу аль-Аса, которого пророк изгнал из Медины в Эт-Таиф.
Пятый омейядский халиф Абд аль-Малик ибн Марван ибн аль-Хакам (646-705 гг.) получил два прозвища. Фуад Салех ас-Сайид рассказывает, что из-за своей скупости халиф был известен как «выжиматель камней».
Абу аль-Касим Абд аль-Малик аль-Хадрами в книге «Кимама аз-Захр васудфа ад-дирар» утверждает, что пятый омейядский халиф звался «отец мух» из-за отвратительного запаха из рта. Говорили, что у него кровоточили десны и на них садились мухи.
Десятому халифу из династии Омейядов Хишаму ибн Абд аль-Малику ибн аль-Хакаму (691-743 гг.) в некотором роде повезло больше других: его прозвали «вором», потому что он два года не предоставлял народу Медины богатых даров. Об этом пишет Салах ад-Дин Халиль ибн Айбек ас-Сафади в своей книге «Аль-Вафи бил-вафият».
Одиннадцатый омейядский халиф Валид бен Язид бен Абд аль-Малик бен Марван был известен как «распутник». Абу аль-Хасан Али ибн аль-Хусейн ибн Али аль-Масуди в книге «Золотые копи и россыпи самоцветов» пишет, что Валид бен Язид любил алкоголь, женщин, азартные игры и музыку.
Среди высокопоставленных лиц Омейядского халифата был Зияд ибн Абихи (622-673 гг.), который воевал на стороне Али ибн Абу Талиба. После смерти Али халиф Муавия сделал его правителем Ирака и Восточных провинций Омейядского халифата. Зияд ибн Абихи имел прозвище «сын порока»: его мать обвиняли в блуде.
Многие омейядские правители получили оскорбительные клички. Например, Убайдуллах бен Зияд ибн Абу Суфьян, который во время правления халифа Муафия управлял Ираком и Хорасаном (674-676 гг.), а в 676 году стал губернатором Басры, где вел ожесточенную борьбу с хариджитами.
В своей книге «Умдат аль-кари фи шарх Сахих аль-Бухари» Бадр ад-Дин аль-Айни рассказал, что ибн Зияд был известен как «сын Марджаны». Враги называли его мать «Марджаной», потому что она была рабыней из Исфахана и огнепоклонницей.
В «Истории пророков и царей» Абу Джафара Мухаммеда бен Джарира ат-Табари говорится, что Саид бен Абдель Азиз бен аль-Харит бен аль-Хакам ибн Абу аль-Ас, правивший Хорасаном в 721 году, был известен как «хузина». Дело в том, что он был мягким, нежным и женственным. Он приехал в Хорасан, одетый в дорогие одежды и обвешанный драгоценностями. Люди начали шептаться: «Вы видели эмира? Хузина. Он словно женщина». Прозвище образовано от слов «свобода» и «праздник»: их соединили вместе, и получилось «хузина».
Халид бен Абдалла бен Язид бен Асад аль-Баджали управлял Куфой и Басрой (724-739 гг.) при Хишаме ибн Абдул-Малика ибн Марване. Свое прозвище «харита» он получил из-за любви к певцам, поэтам и женщинам. Особенно близок аль- Баджали был с поэтом Умаром ибн Абу Рабиа.
«Кровавые» прозвища Аббасидов
Многие правители Аббасидского халифата имели «кровавые» прозвища. Основатель и первый халиф династии Аббасидов Абдулла бен Мухаммед бен Али бен Абуль-Аббас (723-754 гг.) звался «Кровавый», так как его руки были в крови Омейядов. Он преследовал и убивал выживших Омейядов, так что от династии никого не осталось, кроме детей и беглецов в Андалусии.
Абуль-Аббас ас-Саффах также был известен как «Абу ад-Даваник аль-Аббас» из-за своей скупости. «Даваник» («даник») — слово персидского происхождения, означающее 1/6 дирхема.
Жители Мосула называли Яхью бен Мухаммеда бен Али бен аль-Аббаса «Погибелью» из-за учинённого им кровопролития. Ахмад бен Яхья аль-Балазури в своей книге «Родословная знатных» рассказал, как ибн Али использовал хитрость. В то время в Мосуле проживали три категории людей: хариджиты, воры и торговцы. Однажды, когда люди собрались вместе на молитву, он приказал убить всех, включая торговцев.
По словам доктора ас-Сайида, вали Йемена Ибрагим бен Муса аль-Казим бен Джафар бен Мухаммед (816-827 гг.) был настолько жестоким, что его прозвали «Мясником».
Другие прозвища были основаны на личностных качествах. Например, четвертый аббасидский халиф Муса бен Мухаммад аль-Махди бен Абдалла аль-Мансур (761-786 гг.) имел обидное прозвище «Закрой Рот». В книге «Самт ан-нуджум аль-авали фи анба аль-аваиль ват-тавали» Абдул Малик бен Хусейн аш-Шафеи аль-Макки писал, что рот Мусы с детства не закрывался из-за заячьей губы. Его отец Мухаммед аль-Махди приставил к нему слугу, который каждый час днем и ночью говорил ему: «Муса, закрой рот».
Абдулла бен Мусаб бен Табит бен Абдулла бен Зубайр бин аль-Аввам (729-800 гг.) был вали аль-Ямамы во время правления аббасидских халифов аль-Махди и аль-Хади. В своей книге «Умда аль-хуффаз фи тафсир ашраф аль-альфаз» Ахмад бен Юсуф бен Абд ад-Даим рассказал, что враги называли его «вернувшаяся собака». А его детей знали как «сыновей вернувшейся собаки». Он получил свое прозвище после высказывания о собаках.
«Глупость» и «невежество» в прозвищах Мамлюков
В эпоху мамлюков ситуация изменилась, а унизительные прозвища стали основываться на сумасшествии и невежестве правителей. Кличку «Безумный» получил эмир Ала ад-Дин ат-Тибрис аль-Мансури, который был вали Латакии в эпоху правления аль-Мансура Калауна (1222-1290 гг).
В своем исследовании «Источники революции и протестов в мамлюкском Египте» доктор Саама ас-Салави ссылается на «Книгу путей к познанию правящих династий» Таки ад-Дина аль-Макризи. Она пишет, что эмир приветствовал «управление Каракуша с точки зрения его власти над женщинами, запрещающей им выходить на рынки, кроме как по необходимости».
Такое же прозвище получил эмир Саудун аль-Мухаммади, который был высокопоставленным чиновником, сопровождающим мамлюкского султана аль-Захера Саифа ад-Дина Баркука (1339-1399 гг.). Об этом в своей книге «Яркий свет десятого века» пишет Шамс ад-Дин аль-Сакхави.
Прозвище «Безумный» досталось и малоизвестным мамлюкским султанам. Например, Билбаю аль-Муваиди, пришедшему к власти в 1467 году. В книге «Бадайи аз-Зухур фи Викайи ад-Духур» Зейна аль-Абидину Мухаммеда бен Ахмеда говорится, что он проводил свое время в одиночестве, одевался в одежду темного цвета, сквернословил, обладал плохим характером, не исполнял свои обязанности и был транжирой.
Сторонником «Безумца» был эмир Хайр-бей аль-Давадар. Султан Билбай не высказывал мнения ни по одному вопросу, а когда его спрашивали о чем-то, лишь отвечал: «А что я… Скажи ему».
После свержения «безумного Билбая» в 1468 году к власти пришел султан аз-Захир Тимурбуга, но он смог продержаться у власти всего два месяца. Его сменил тот, кого народ прозвал «Султан одной ночи», потому что он правил всего одну ночь. Атабек аль-Ашраф Кайитбей взял штурмом дворец и арестовал самозванца.
Прозвище «Чёрная кровь» получил принц Сейф ад-Дин Мульктамар аль-Джамали ан-Насири (1314 г.), потому что был несправедливым правителем. Пять раз в год он брал харадж (налог — прим. ред.) с Дамаска, заставляя своих преемников делать то же самое. В книге «Блестящие звезды владык Египта и Каира» Джамала ад-Дина Абу аль-Махасини ибн Тагриберди говорится, что их действия наносили огромный вред людям.
Прозвище «Крыса под крышей» получил аль-Мухтасиб Наср ад-Дин, казначей Египта во время правления султаната Насера Ахмеда бен ан-Насера Мухаммада бен Калауна. Он отвечал за сбор налогов, но часто собирал больше необходимого и клал себе в карман. Это привело к публичным выступлениям в 1336 году. Об этом рассказывает Муса бен Мухаммед бен Яхья аль-Юсфи в книге «Нузха ан-Назр фи сира аль-малик ан-Насер». «Крысой под крышей» называют человека, который уничтожает все зерновые в сельской местности, подобно крысе.
В 1418 году эмир Ала ад-Дин Акбаха бен Абдалла, вали и казначей Каира, был прозван «Шайтаном». О нем говорили: «он был сообразительный, ограниченный и несправедливый, а также фанатично творил зло».
«Кровавые» прозвища Османов
В Османскую эпоху многие политики получали унизительные прозвища. Например, 34-го султана Османской Империи Абдул Хамида II (1842-1918 гг.) называли «Красный султан» из-за его кровавых погромов.
В книге «Абдул Хамид II — последний великий султан Османской Империи» Мухаммед Харб утверждает, что Запад дал это прозвище султану, потому что он занял твердую позицию в отношении армянских восстаний, которые были поддержаны Россией.
Ахмад-паша аль-Аккави (1730-1804 гг.) получил прозвище «Мясник». Он управлял вилайятами Сайда и Эш-Шам и был эмиром хаджа. Своего прозвища он удостоился после кровавой расправы над бедуинами в Египте, которая унесла жизни 70 тысяч человек.
В декабре 1914 года Ахмед Джамаль-паша был назначен командующим 4-ой армией Османской Империи и правителем Сирии. Его также прозвали «Мясником».
В книге «История Османской администрации в Восточной Иордании 1864-1918 гг.» Ахмед Седки Али Шукайрат пишет, что Джамаль-паша участвовал в массовых убийствах арабов в Леванте из-за их требований о децентрализации управления, а также поспособствовал переселению сотни армянских семей в Анатолию.
«Кровавый» приговорил многих арабских лидеров к смертной казни. В августе 1915 года в Бейруте было казнено 11 человек, а в Сирии — представители местной интеллигенции. Последняя казнь состоялась в мае 1916 года.