Российский ютубер Юрий Дудь выпустил кинопроект «Колыма» и тем самым выступил против сегодняшних сталинистов. Он попал точно в нерв времени, потому что факт существования ГУЛага в российском обществе по-прежнему воспринимается как трагедия, обрушившаяся на российский народ. Кто виноват? Этот вопрос остается без ответа.
Каждый, кто хоть сколько-нибудь в курсе, какой была советская идеология, знаком с такими фразами как: «Будь бдителен!», «Не болтай!», «Мы же простые люди, от нас ничего не зависит». Но главная из них: «Не лезь!» По сути, это формула поведения, накрепко засевшая в головах людей, живущих на постсоветском пространстве. Тяжелое наследие минувших времен, от которого очень трудно избавиться. Зачастую она касается табуированных тем, которые негласно запрещено обсуждать.
Юрию Дудю также знакома фраза «Не лезь!», хотя ему было всего пять лет, когда распался Советский Союз. От этого правила за минувшие годы не отступили ни родители, ни их родители, ни само российское государство. Но 32-летний Дудь, известный и успешный ютубер, не побоялся и «полез» на «родину страха». 12 дней он провел на Колыме, в земле золота и лагерей. На территории, которую некоторые историки называют не иначе как «адом».
Вместе со своей съемочной группой Дудь 2000 километров проехал через этот край вечной зимы от Магадана до Якутска, разыскивая свидетельства связи между сталинским прошлым и сегодняшним днем страны, в которой некоторые вспоминают Сталина с ностальгией. Его целью было найти объяснения страху и «написать портрет» региона, где потомки жертв репрессий до сих пор живут бок о бок с потомками убийц. Зимой температура там достигает минус 40 градусов, а летом спасения нет от мошки.
В итоге у Дудя получился фильм продолжительностью более двух часов, и он примечателен сразу с нескольких точек зрения. Дудь — московский хипстер, его прическа идеально уложена, он носит свободную, почти небрежную одежду и никогда не расстается со смартфоном. Уже в 16 лет он стал спортивным журналистом, а два с небольшим года назад открыл собственный канал на видеохостинге YouTube и сейчас делает ставку на классические интервью.
Своим собеседникам он задает иногда подчеркнуто наивные, иногда язвительные, но всегда прямые вопросы. В гости к нему приходят рок-звезды, представители шоу-бизнеса, политики, а также люди, о которых на контролируемых государством телеканалах если и говорят, то только в негативном тоне, например, борец с коррупцией Алексей Навальный или бывший олигарх Михаил Ходорковский. «Уважаемые» журналисты зачастую посмеиваются над его видео, но тем не менее некоторые его интервью набирают более десяти миллионов просмотров.
«Чехов из интернета»
Дудь умело нарушает табу, сознательно использует мат, который запрещен в общественных местах, не стесняется задавать вопросы про деньги и секс. Даже само название его канала — «вДудь» — по-русски звучит неприлично. Видеоблоггеру нравится его роль этакого чудика — он точно знает, что именно такой стиль завоевывает сердца молодых зрителей. Его клипы наполнены всевозможными эффектами, кричащими заголовками и интегрированной рекламой. Он рассчитывает на молодых зрителей, которые, согласно опросу Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), практически ничего не знают о преступлениях сталинских времен.
Но здесь, в фильме «Колыма», снятом в привычном развлекательном формате и нашпигованном как обычно кричащими вставками, приколами и забавными экспериментами, Дудь неожиданно предстал серьезным как никогда. Один из российских политиков после публикации «Колымы» на Ютубе даже назвал Дудя «интернет-Чеховым»: после отчасти плоских и чисто развлекательных программ он взялся за удивительно сложный и серьезный сюжет. Как для Чехова знаковым стал когда-то роман «Остров Сахалин», так для Дудя — «Колыма».
С одной стороны, 32-летний видеоблоггер, по собственному утверждению, хочет просто «информировать» своих зрителей, с другой стороны —просто «напомнить» о прошлом. Сделав своеобразный микс из легкости и тяжести, он в собственном стиле вторгся своим непривычно продолжительным фильмом на «территорию неведения» сверстников. Он пообщался с потомками тогдашних жертв, с молодыми людьми, выросшими на Колыме и борющимися против нынешнего распада, поговорил с сотрудниками музеев, водителями и коллекционерами, собирающими артефакты лагерной системы.
Он рассказал, как, несмотря на несколько слоев утепленной одежды, ужасно мерз, показал прекрасные кадры природы, совершенно непригодной для жизни человека. Он получил альбомы с фотографиями и бродил по заброшенному зданию местной администрации. Он выслушивал, как люди говорили о Сталине как о кумире и как о бестии. Он не спорил с ними, воздерживался от оценок и лишь с удивлением смотрел на тех, чьих предков уничтожил режим «красного царя», но кто теперь сам расхваливает этот режим. В двухчасовом фильме нет патетики и ничего такого, что можно было бы назвать захватывающим. В нем есть лишь молодой человек, не стесняющийся задавать вопрос: «Почему?»
Концепция действует
Именно потому, что этот документальный фильм не претендует на сколько-нибудь научное изучение темы, а лишь излагает базовую информацию о системе ГУЛага, чем-то даже напоминая «Википедию», он производит довольно сильное впечатление. Автору удалось достучаться до тех россиян, которые растут на учебниках, где диктатора Сталина называют «эффективным менеджером», «великорусским патриотом» и «большим модернизатором».
«Колыма» попала точно в нерв времени: этот фильм ненавязчиво выступает против попыток современных сталинистов оправдать действия «кумира». Против циничного сравнения тогдашних жертв с нынешними жертвами каких-нибудь уличных беспорядков, преступлений «большого террора» — с преступлениями национал-социалистов. А еще против попыток «оставить Сталина в покое» и, подобно китайцам в отношении Мао, вывести формулу «70 на 30»: якобы на 70% действия Сталина были «хорошими», а на 30% — «плохими», и на этом дискуссию якобы можно закончить.
Официальные политические круги, обращающиеся к жертвам сталинизма в неоднозначном тоне, используют «сталинское наследие» для укрепления «национальной идентичности». И эта концепция действует: согласно опросу независимого исследовательского института «Левада-центр», около 70% опрошенных оценили действия деспота Сталина положительно — таких высоких показателей не было со времен позднего СССР. Почти половина выразила уверенность, что преступления Сталина можно оправдать «большими целями и результатами того времени».
В День Победы, 9 мая, в ходе последней акции «Бессмертный полк», которая была инициирована российскими властями, чтобы сохранять память о жертвах Второй мировой войны, многие люди вышли на улицы российских городов с портретами Сталина. «Ведь он тоже был участником войны», — сказал один из таких участников акции.
14 миллионов просмотров
Российский министр культуры Владимир Мединский — персона, которая у многих вызывает определенные вопросы, — сказал недавно на открытии музея Сталина в одном из российских городов, что в стране сильна ностальгия «по исторической эпохе и великому народу, по подвигам и, собственно, по Сталину». Министр просвещения (до недавнего времени эта должность называлась «министр образования») Ольга Васильева в свою очередь считает историческую правду «не всегда хорошей», а Сталина называет «благом для нашей страны». Переосмыслением преступлений советских времен занимается лишь весьма узкий круг специалистов, а такого понятия, как «переоценка прошлого», в русском языке, по сути, не существует.
О ГУЛаге официально говорят как о трагедии, «обрушившейся» на российский народ. Тем самым вопрос о том, кто был виноват в этой трагедии, замалчивается. Блоггер Дудь нарушил многолетнюю «формулу молчания» и подчеркнуто сухо рассказал о жестокости диктатора, о количестве жертв, о преследованиях целых народов, о коллективизации в сельском хозяйстве, о Голодоморе и массовом терроре в 1930-х годах. Его разъяснения дополнены на экране звуковыми вставками и кинокадрами тех времен. При этом звучит бодрая музыка, отдельные фразы выводятся на экран в виде текста и выделяются жирным шрифтом, стрелками и кружками, а повествование дополняется цитатами из исторических документов.
Иные диссиденты тех времен могут назвать этот «плохо скомпонованный фильм» поверхностным и почти банальным, да и просто смотреть на Дудя с этаким снисхождением, хотя, в принципе, информация в фильме изложена правильно. Фильм Дудя действительно чем-то напоминает легкий видеоклип, но не надо забывать, что он создан в соответствии с привычками целевой аудитории, да и не только ее. Московский Музей ГУЛага сообщает, что количество его посетителей после появления документального фильма увеличилось на четверть.
Фильм «Колыма» набрал уже более 14 миллионов просмотров. Сейчас его можно посмотреть и с английскими субтитрами. Концепция фильма противоречит привычному советско-российскому правилу: «Не лезь! Так не принято. Это не наш менталитет». Фильм Дудя стал двухчасовой речью, не только объясняющей страх, с которым видеоблоггер постарался покончить, отправившись на Дальний Восток своей страны, но и дающей понять, какую бурю эмоций вызывает этот страх в обществе — даже 66 лет спустя после смерти Сталина.