15 апреля все мы с ужасом наблюдали за обвалом перекрытий и шпиля Собора Парижской Богоматери, который повлек за собой большой ущерб для каменных конструкций. Если даже абстрагироваться от трагедии с точки зрения национального наследия, как можно забыть о плачущих людях, собравшихся на мостах через Сену? За болью последовало непреодолимое желание как можно быстрее восстановить погубленное той роковой ночью равновесие, и пожертвования на реставрацию посыпались со всех сторон. Эта реакция продемонстрировала, что, несмотря на все культурные и религиозные различия, Собор Парижской Богоматери является для нас чем-то большим, чем просто зданием, пусть и блестящим в архитектурном плане. Как бы то ни было, анализ этой реакции — удел психологов и социологов, а наша задача — почтить память этого древнего строения. Только так мы можем проявить стойкость, поскольку «возрождение — это не возвращение назад, а продолжение пути», писал Жак Ле Гофф (Jacques Le Goff). «Постараемся избежать ловушки поспешных решений», — заметил президент 16 апреля. Излечение пострадавшего от огня собора подразумевает правильный и доскональный диагноз.
Любовь и терпение
Работа будет непростой, поскольку в отличие от создания нового, реставрация должна принимать во внимание состояние существующего здания. Архитекторы и инженеры начинают не с чистого листа, а с древнего строения, которое возводилось мастерами в эпоху, когда материалы были далеки от современных норм и практически не были стандартизированы. Несмотря на все обращенное на собор внимание, его изначальная структура остается по большей части неизвестной. Сколько извести в стенах? Какая роль отводится арматуре? Когда и как был возведен свод? Было ли в средневековую эпоху несколько фаз строительства? Всегда ли при этом использовались одни материалы? Одинаково ли они реагировали на огонь?
Тысячи литров воды, которые контактировали со свинцом и продуктами сгорания, проникли в кладку и нанесли ей урон, нарушили державшееся веками равновесие. В каких местах это произошло? И в каком масштабе? Поиск ответов на все эти вопросы предполагает подробные наблюдения и упорные изыскания историков, археологов, геологов, химиков… Каждая реставрация, которая грамотно продумана и организована службами Министерства культуры и учеными, всегда порождает интереснейшую документацию о великих строениях: обнаружение железной арматуры, обновление фресок, восстановление хронологии строительства…
Ожидания огромны, и их нельзя обмануть. Лучше узнать Собор Парижской Богоматери, чтобы лучше его реставрировать — такова цель работы в духе Венецианской хартии по вопросам сохранения и реставрации памятников.
Собор Парижской Богоматери — библиотека прошлого
Ставки гораздо выше и выходят за рамки непосредственно здания. В подвале собора хранится вся история Парижа. Поиски на примыкающем к нему пространстве показали, что на острове Сите можно обнаружить следы первых жителей, как давших имя столице галлов, так и римлян. Кроме того, там кроется история первой епископской группы, которая так плохо отражена в документальных свидетельствах.
Сами стены несут на себе отпечаток их строителей, которые были забыты историей, потому что она помнит только богатых. Сегодня археологи умеют делать выводы из следов инструментов и чертежей мастеров, геологам по силам определить, из какого карьера и каким путем поступили камни, установить происхождение песка из раствора. Поле пожара в мэрии в 1871 году, когда огонь уничтожил множество архивных документов, материалы Собора Парижской Богоматери стали одними из редких свидетелей древней истории парижан. Каждый камень — настоящая книга.
Решение для нашей земли
Как бы то ни было, Собор Парижской Богоматери — это, скорее, даже не свеча, которая освещает прошлое, а дверь в будущее. Возведенный по большей части в XII и XIII веках храм позволяет оценить изменение климата на протяжении длительного времени. Климат на Земле всегда менялся под воздействием астрономических явлений, а с недавних пор и в результате деятельности человеческого общества. Мы можем оценить масштабы нашего влияния на него лишь с помощью информации о том, каким он был в прошлом. Память о нем хранится в дереве отчасти уцелевших перекрытий. Старое загрязнение свинцом тоже можно оценить благодаря остаткам крыши.
В результате мы сможем в полной мере понять, как наш образ жизни отражается на воде и окружающей среде. Работа служб Министерства культуры и специалистов по превентивной археологии позволит извлечь все необходимые данные. На лесах следует собрать самых разных ученых и экспертов, которые смогут досконально изучить камни и раствор, стекло и металл, заставить обгоревшее дерево поделиться последними секретами. Будь то стройка или лаборатория, потраченное на исследования время станет частью проекта, а собранные образцы материалов продолжат делиться с нами новой информацией о прошлом и будущем.
Берущая старт реконструкция несет в себе множество надежд и вызовов: сохранение нашего прошлого и уважение к тем, кто жил до нас, перспективы на будущее для последующих поколений.
Группа ученых:
Оливье де Шалю (Olivier de Châlus), Максим Л'Эритье (Maxime L'Héritier), Арно Ибер (Arnaud Ybert), Элиз Байель (Elise Baillieul), Филипп Бернарди (Philippe Bernardi), Филипп Диллманн (Philippe Dillmann) — члены ассоциации «Ученые Собора Парижской Богоматери».