В последнее время набирает популярность американский телесериал «Чернобыль», рассказывающий о катастрофе, которая произошла в 1986 году в СССР на Чернобыльской АЭС.
Сериал сразу получил хорошие отзывы, на сайте «Доубань» его оценили на 9,6.
Многие говорят, что события в сериале показаны очень достоверно.
«Чернобыль» действительно хорошо сделан, безупречная графика и декорации. Возьмем, к примеру, сцену из второй серии, как стремительно распространяется излучение после взрыва. Этот момент впервые был показан так наглядно.
Очень наглядно была показана и реакция героев сериала вследствие облучения: пот, который льет градом, тошнота и многое другое.
На кадрах, демонстрирующих повседневную жизнь, можно было наблюдать быт советских людей, восстановленный до мельчайших деталей: свечки в стакане, железные коробочки для лекарств.
Но разве это весь Чернобыль?
Как сейчас выглядит зона отчуждения?
С момента аварии на атомной электростанции, после которой Чернобыль превратился в заброшенный «город-призрак», прошло уже 33 года, одна за одной туда стали приезжать группы туристов, чтобы рассказывать потом о своем путешествии и узнать, как авария изменила это место.
Что происходило здесь после взрыва? Стоит ли туда ехать? Знаток бюджетного туризма Сяо Хэфань рассказала нам о своем опыте путешествия в Чернобыль.
Можно ходить только с группой, в пути нельзя есть и пить
В прошлом году в выходные по случаю Дня образования КНР Хэфань отправилась в Украину. Самым важным местом ее 11-дневной поездки был Чернобыль, в котором она остановилась только на день. «Для меня Чернобыль — место, которое в этой жизни надо обязательно успеть посетить», — сказала Хэфань.
Хэфань, как «технаря», всегда интересовал Чернобыль. Что сейчас представляет из себя некогда оживленный город, полностью опустевший всего за несколько дней? «Документальные фильмы не дают исчерпывающей информации об этом». Именно поэтому Хэфань и решила отправиться в место, куда отважится поехать не каждый китаец.
Сейчас на сайтах китайских турфирм вряд ли можно найти туры в Чернобыль. Как же в таком случае туда попасть? Хэфань рассказала нашему журналисту, что так как четвертый реактор Чернобыльской АЭС, на котором произошел взрыв, находится на территории Украины, то большинство путешественников добираются до зоны отчуждения именно через нее. Туры в Чернобыль начали продаваться на Украине еще в 1999 году, однако посещение возможно только в составе группы.
Заранее распланировав свою поездку и забронировав однодневную экскурсию в компании под названием «Чернобыль Тур», Хэфань отправилась на Украину. В экскурсионном автобусе до Чернобыля собрались люди со всего мира. Там были американцы, англичане, французы, немцы и поляки. Хэфань также подметила, что в группе из 20 с лишним человек, включая ее, было всего две девушки и ни одного азиата. В других группах, которые встречались ей по пути, большинство также составляли мужчины. «Наверное, девушкам не так интересен Чернобыль», — сказала Хэфань. Кроме того, во время экскурсии по Чернобылю нельзя было есть и пить, ходить в туалет также было затруднительно, такие условия не подходят для детей или беременных женщин.
Разрушенные здания и прекрасная природа
Безопасно ли сейчас туристам заходить в чернобыльскую зону отчуждения? Хэфань говорит так: нас только пугают вредоносной радиацией.
Во время экскурсии по Чернобылю, Хэфань опубликовала «момент» в «Вичате» (WeChat) и отметила свое местоположение. Кто бы мог подумать, что в ответ на это ее друзья разразятся комментариями, удивившими и повеселившими Хэфань: «Ты все-таки решилась туда поехать? Тебе что, жить надоело?!», «А ты смелая», «Почаще мой руки, не привези оттуда радиацию».
Ей пришлось объяснить друзьям: «Облучение, которое получают туристы, находясь 10 часов в радиоактивной зоне, меньше, чем при дальнем перелете. К тому же, во время экскурсии ни к чему нельзя прикасаться, а при выходе из зоны отчуждения вас дважды проверят на количество полученной радиации. Но если до чего-то действительно дотронуться, даже мытье рук не спасет». Эти слова Хэфань заставили ее друзей убедиться, что чаще всего страх можно объяснить неизвестностью. Поэтому одна из целей поездок туда — узнать настоящее положение дел.
Какой сейчас Чернобыль? Чтобы туристы могли это узнать, украинская девушка-гид везет их в деревню Лилев посмотреть на бывший советский заброшенный радар и детский сад, а во второй половине дня они отправляются в Припять на пешую экскурсию.
По словам Хэфань, то, что она увидела в Чернобыле, не сильно отличалось от того, как она себе это представляла: пустеющие уже 33 года дома, больницы, детские сады, от всего веет историей, такое не увидеть за пределами запретной зоны. Некогда процветавший город Припять превратился в «Сайлент Хилл». Образцовый советский городок, в котором в 80-х годах уже были современные магазины, парк развлечений и театр, стоит сейчас совершенно разрушенным.
Экскурсовод достала альбом и показала, какой была Припять раньше: в ночи яркими огнями светился большой отель, во дворце культуры царила атмосфера искусства, площади были усажены цветами. Когда случилась катастрофа, люди думали, что это всего лишь небольшая авария, однако за следующие 36-72 часа в запретную зону въехали 1200 автобусов, и за три часа жители были поспешно эвакуированы. «Процветающий город в одночасье опустел», — писала Хэфань в своих путевых заметках.
В отличие от зданий, разрушенных, беспорядочных и безлюдных, природа в зоне отчуждения, наоборот, особенно красива. «Здесь есть одно очень красивое озеро, повсюду пышно цветущие растения, всевозможные птицы, медведи и олени. Собаки очень дружелюбны по отношению к туристам».
Хэфань говорила, что они также видели там много яблок, «чистых и незагрязнённых» на вид, которые, правда, нельзя было есть. Один поляк из их группы сказал, что «такое яблочко стоит подарить тому, кого ненавидишь»!
Бешено завопил прибор, кнопки не нажимались
Уровень радиации в зоне отчуждения Чернобыли все еще превышает норму? Да, превышает, поэтому там до сих пор никто не живет, а еду для работающих там людей возят за несколько сотен километров.
До начала экскурсии гид раздал всем счетчики Гейгера для измерения уровня радиации. За пределами зоны отчуждения уровень радиации приемлемый, но, чем ближе к реактору номер четыре, тем больше цифры на экране прибора. Если покинуть безопасную зону и пойти туда, где цифра на счетчике окажется выше 0,30 мк3в/ч, прибор неистово завопит и перестанут нажиматься кнопки. Этот звук не оставлял туристов всю вторую половину дня.
В Припяти на игровой площадке, так и не успевшей открыться, одиноко стоит желтое колесо обозрения. Гид измерил уровень радиации в его сидениях, прибор показал 8,21 мк3в/ч, а это в 27 раз выше нормы. Запретная зона все еще непригодна для жизни, и, возможно, будет оставаться такой еще несколько сотен лет.
По дороге обратно гид измерила количество полученной радиации у каждого из туристов, ни у кого оно не превышало норму. Некоторые туристы часто и с любопытством смотрели на уровень радиации на счётчике гида, она объяснила им, что уровень немного повышен, но в безопасных пределах. Когда у девушки спросили, почему она выбрала именно эту работу, она сказала, что этого не понимает даже ее собственная мать. Всегда нужны люди, готовые делать такую работу. В четвертом реакторе трудилось так много смельчаков, работа гидом по сравнению с этим — сущие пустяки.
Какой стала жизнь в Чернобыле после эвакуации жителей? Хэфань помнит, как они зашли в комнату одной маленькой девочки, и турист из Германии поинтересовался у экскурсовода, жива ли эта девочка сейчас. Экскурсовод ответила, что она жива, уехала далеко от Украины и уже стала мамой.
Но не все были такими же удачливыми, как та девочка. В родном городе одного из белорусских туристов, который был в группе с Хэфань, живет немало людей, бежавших из Чернобыля. Однако местные относились к ним с пренебрежением, и те были вынуждены скрывать свои настоящие имена и фамилии. Только повзрослев, тот белорус понял, как многого он тогда не знал, поэтому и приехал сюда, чтобы собственными глазами посмотреть, что сейчас представляет собой Чернобыль.
«Документальные фильмы многое не могут рассказать нам, поэтому стоит самим съездить и все увидеть», — сказала Хэфань. По ее мнению, существует немало историй неизвестных героев и очевидцев, на которые нам стоит обратить внимание, но прочувствовать их можно только тогда, когда сам окажешься в этом месте.