Исторически так сложилось, что таким странам, как США, Франции и Германии необходимо законодательное регулирование, — разделить «черное» от «белого». Британцы же, как пишут аналитики в статье, опубликованной в очередном номере издания, гордятся своей некодифицированной конституцией. В Великобритании, прародительнице парламентаризма, демократия, мол, процветала более 300 лет. Страна и правда не подвергалась серьёзным политическим потрясениям, революциям или гражданским войнам, за одним исключением, — борьбы Ирландии за независимость.
Политика Великобритании регулируется и формируется, как уверенно считают в самой Великобритании, «независимым парламентом», который опирается, дескать, на совершенствующиеся законы, конвенции и традиции. Сумев сохранить стабильность на протяжении столь длительного времени, страна, как считают британцы, продемонстрировала всем миру, что ее стиль правления выработан веками и стоит на прочном фундаменте разумной политической адаптации.
Авторы статьи с горечью отмечают, что данная точка зрения сегодня уже не актуальна. Беспощадная логика Брекзита превратилась в «конституционный динамит», готовый подорвать стабильность Соединенного Королевства. А из-за не прекращающихся внутриполитических распрей проведение конституционной реформы становится практически неосуществимой задачей, и шансов обезвредить этот «динамит» всё меньше. Более того, эксперты опасаются, что британцы очень скоро могут вдруг обнаружить, что их конституция, которая, казалась такой надёжной и гибкой, на самом деле создаст условия дальнейшего усиления хаоса, и дополнительных угроз в отношениях с ЕС.
10 июня, через три дня после того, как Мэй уйдет с поста руководителя партии консерваторов, официально будет дан старт политической борьбе претендентов на эту должность. Некоторые из имеющихся фаворитов, включая Б.Джонсона (Boris Johnson), уже заявили о готовности инициировать «бракоразводный» процесс без сделки, если ЕС не согласится пойти на уступки, которые требует Великобритания. В данных обстоятельствах «жесткий» Брекзит произойдет уже 31 октября 2019 года. Таким образом, в случае избрания, как выражаются британские эксперты, «неподходящего» премьер-министра, 124 тысячи консерваторов полностью возьмут на себя ответственность за урегулирование вопроса, который уже расколол нацию.
Economist пишет, что псевдонезависимый парламент Великобритании уже проголосовал против выхода страны из ЕС без сделки, основываясь на том, что «жесткий» Брекзит нанесет стране фатальный ущерб, поэтому, как считают наблюдатели, нет сомнений, что парламент будет еще неоднократно предпринимать попытки различных махинаций, направленных как на продвижение, так и на препятствование Брекзиту без какого-либо соглашения с ЕС. А Конституция Великобритании не дает четкого толкования, кто обладает приоритетом — исполнительная власть или Парламент. И совершенно неясно, как вообще можно выбирать между ними.
Вся эта неопределенность наглядно демонстрирует, что конституция Великобритании представляет собой не что иное, как смесь противоречивых норм, рассредоточенных в бесчисленных законах, конвенциях и правилах. Народ Великобритании был неоднократно свидетелем того, как легко можно вносить изменения в Конституцию просто голосованием в парламенте или, как показала практика, основываясь лишь на решении спикера Палаты общин. Эксперты с горечью замечают, что, судя по всему, прошло то время, когда британские законодатели воздерживались от жонглирования законами и правилами, небезосновательно полагая, что это может подорвать демократические устои, что заставляло принимать решения крайне осмотрительно.
Но вот в последние десятилетия, видимо, забыв про иллюзорность, кажущейся непоколебимой либеральной демократии, британские лидеры перестали быть осторожными. Не осознавая совершаемых ошибок, они запоем стали переписывать нормы, формирующие Конституцию. Economist напоминает, как при прежних премьер министрах, Т. Блэре и Д. Кэмероне Вестминстер передал властные полномочия собраниям в Шотландии, Уэльсе и Северной Ирландии, а также непосредственно народу, предоставив возможность проводить референдумы. Эти нововведения, безусловно, принимались во благо и, вероятно, шли в ногу со временем, но никто не задумывался об их последствиях для Конституции.
Эта правовая неразбериха и привела к Брекзиту, когда в результате референдума британский народ одобрил выход страны из ЕС, при этом важнейшие системообразующие детали остались на потом. Решение запустило бракоразводный процесс Британии с Евросоюзом, при этом не была определена модель самого Брекзита. Более того, неясно, как в данной ситуации полагается действовать парламентариям: претворять решение референдума в жизнь или же выполнять свой долг — действовать в интересах своих избирателей. Другие страны всячески избегают подобной ошибки. Ирландия также проводит референдумы, но согласно ст. 46 конституции, всеобщее голосование проводится строго после того, как Законопроект прошел через Палату Представителей (верхняя палата парламента) со всеми поправками. Если бы Великобритания была столь же предусмотрительной в прошлом, многих проблем, с которыми она сталкивается сегодня, удалось бы избежать.
Эксперты констатируют: Брекзит уже посеял семена будущего конституционного хаоса и даже угрожает целостности Соединенного Королевства. Так, на последних выборах в Европарламент со значительным перевесом выиграла шотландская национальная партия (ШНП). Более того, Шотландия проголосовала против выхода из ЕС на последнем референдуме, чем, со всей очевидностью, воспользуются лидеры ШНП, и, скорее всего, потребуют солидных отступных за лояльность Лондону. Не исключено, что получив расширенные полномочия, ШНП начнет всерьез агитировать за выход Шотландии из состава Великобритании.
Как считают аналитики, разрушение союза, установленного между государствами Соединенного Королевства, обернется настоящим кошмаром для страны как минимум потому, что ее конституция даже гипотетически не предусматривает такой вероятности. Проведение второго шотландского референдума может лишь усугубить ситуацию — как известно Б.Джонсон не пользуется популярностью на севере страны. Т.Мэй, в свою очередь, удалось уговорить руководство ШНП дождаться разрешения ситуации с Брекзитом. Однако остается под вопросом, сможет ли Б.Джонсон в качестве премьер-министра каким-либо образом воспрепятствовать решительным действиям шотландцев, в особенности, если в самой Великобритании состоится повторный референдум.
Сама вероятность выхода Великобритании из состава ЕС оказывает негативный эффект на конституцию. Так, положения Хартии Европейского Союза об основных правах, юридически закрепляющие правовой статус европейских граждан, больше не будут иметь законную силу в британских судах. Некоторые потенциальные лидеры тори, например Д.Рааб (Dominic Raab), хотят добиться пересмотра норм внутреннего законодательства, в целях обеспечения прав граждан ЕС на территории Великобритании после Брекзита. Даная мера может вызвать негодование британских судов, но не более. Британским избирателям, обеспокоенным перспективой распространения юрисдикции европейских судей, впору всерьез задуматься. Очередная порция необдуманных конституционных нововведений уже на подходе.
Как считают эксперты, наибольшую тревогу вызывает то обстоятельство, что ветхая и легко корректируемая британская Конституция чрезвычайно уязвима в руках выросшего за эти три долгих года под Брекзитом числа радикальных политиков в парламенте. Крайне «левые» Д.Корбин и его соратники даже не скрывают амбициозных намерений совершить революцию, и по мнению наблюдателей, было бы наивно полагать, что они займутся исключительно вопросами экономики и государственных расходов, и оставят законодательство без изменений. Лейбористское правительство Д.Корбина, или же, консервативное правительство возглавляемое популистом-консерватором, ограничены лишь количеством мест в парламенте. Стоит заметить, что лейбористы уже выступили с инициативой созыва Конституционного собрания.
Economist с тревожным пессимизмом заключает: создаётся впечатление, что британцы, кажется, беспечно пребывают в неведении по поводу предстоящего испытания. Возможно, они верят, что их образ жизни является воплощением стабильности? Все это вполне может оказаться правдой, а бесконечно гибкая конституция позволит достичь компромисса и преодолеть Брекзит. Однако более реальным представляется то, что на этом пути британцы еще раз успеют заявить, что их окружают сплошные обманщики и предатели.
Процесс выхода Великобритании из ЕС уже давно перерос во внутриполитический кризис, теперь, похоже, он станет еще и конституционным — Великобритания к этому абсолютно не готова.