Против России действуют санкции — и при этом ведется совместный бизнес с Москвой, например, в рамках строительства газопровода «Северный поток — 2». Это двойная мораль. А больше всех страдает экономика восточных земель Германии.
Спор по поводу антироссийских санкций — это цирк с двойной моралью. Добавьте к этому дерзость, с которой дипломат Вольфганг Ишингер (Wolfgang Ischinger) открыто предлагает премьер-министру Саксонии Михаэлю Кречмеру (Michael Kretschmer) помощь в налаживании внешнеполитических контактов. Это просто лицемерие.
С одной стороны, санкции мешают восточногерманским компаниям работать на весьма важном для них российском рынке. С другой стороны, в федеральных землях Мекленбург и Бранденбург прямо сейчас строят трубопровод «Северный поток — 2», по которому в Германию будет поставляться российский газ. В проекте участвуют западногерманские концерны «Винтерсхалл» (Wintershall) и E.ON.
Санкции — это правильно или нет?
Вообще-то надо определиться: или — или. Или санкции, действующие для всех без исключения немецких компаний. Или же никаких санкций — ни для кого.
При этом немцам вряд ли можно объяснить, что в обмен на политическую мораль и поддержку Украины — и возможный бойкот российских поставок газа — придется больше платить за энергоносители. Так что строительство «Северного потока — 2» будет продолжено.
Конфликт на Украине санкциями урегулировать не удастся — это возможно лишь путем переговоров. Так что главе германского МИД Хайко Маасу (Heiko Maas) на этом направлении следовало бы работать активнее — так, как он действует, пытаясь спасти «ядерную сделку» с Ираном.
Не проблема для Путина
Кстати, Путина санкции, очевидно, совершенно не заботят. Он в экономическом плане переориентировался — на Китай. Ему нужны инвестиции, а Поднебесной — новые рынки сбыта. И это может стать проблемой, причем не только для восточных земель, но и для всей экономики Германии.