В 2017 году российский президент Владимир Путин сделал знаменитое заявление о том, что тот, кто станет лидером в области искусственного интеллекта, «будет править миром». Большинство экспертов из сферы технологий и безопасности согласятся с Путиным по поводу важности искусственного интеллекта, который в конечном итоге коренным образом изменит здравоохранение, транспорт, промышленность, национальную безопасность и многое другое. Но признание Москвой важности искусственного интеллекта не приведет к революционным прорывам и не даст ей те технологические преимущества, о которых она так страстно мечтает. Россия в конечном счете проиграет в гонке за лидерство в области искусственного интеллекта, потому что она не в состоянии формировать культуру инноваций.
Обеспокоенность России вопросами конкуренции в информационную эпоху далеко не нова. В 1983 году тогдашний министр обороны Николай Огарков (так в тексте, Огарков был начальником Генерального штаба — прим. редакции ИноСМИ) пожаловался корреспонденту «Нью-Йорк таймс», что в США «маленькие дети еще до школы начинают играть с компьютерами,… а у нас здесь компьютеры даже не в каждом кабинете Министерства обороны». Советы были обеспокоены Стратегической оборонной инициативой (СОИ) Рональда Рейгана, которая предусматривала развертывание систем наземного и космического базирования. Отчасти это было вызвано тем, что в СОИ была система управления боем на основе искусственного интеллекта. Короче говоря, Советы боялись, что по мере ускорения информационной революции они станут неконкурентоспособными.
Российский премьер-министр Дмитрий Медведев разделяет опасения Огаркова по поводу современных технологий на всем протяжении своей политической карьеры. В 2010 году Медведев создал в Подмосковье технопарк «Сколково», который должен был стать российской версией Кремниевой долины, рождая инновации и демонстрируя прорывы в сфере новейших технологий. Через пять лет в современном городке «Сколково», напоминающем штаб-квартиру «Гугл», трудились уже более 30 тысяч человек. Эти люди получали инвестиции от компаний «Майкрософт», «Ай-би-эм» и «Интел». Тем не менее из-за коррупции и государственного вмешательства многие ведущие новаторы «Сколкова» покинули Россию и сейчас работают в США и Европе.
Но похоже, что российские руководители не вынесли никаких уроков из трудностей «Сколкова». В феврале Путин объявил, что к середине июня 2019 года российское правительство опубликует стратегию развития искусственного интеллекта. Естественно, большое внимание Москва уделяет применению искусственного интеллекта для повышения боевого потенциала российских вооруженных сил. В прошлом году Министерство обороны организовало конкурс для стимулирования прорывов в этой области. Кроме того, в стране есть ассоциация искусственного интеллекта, которая изучает широкий круг вопросов воздействия искусственного интеллекта на общество. В этом месяце она стала ведущим спонсором конференции, нацеленной на разработку технологий, позволяющих повысить боеспособность вооруженных сил России. Но какие бы усилия ни предпринимало российское государство в сфере инноваций и искусственного интеллекта, успехов оно не добьется по тем самым причинам, по которым потерпел неудачу проект «Сколково».
Российские власти будут использовать абсолютное большинство своих ресурсов из сферы искусственного интеллекта в интересах обороны и национальной безопасности. По этой причине российские спецслужбы будут жестко контролировать ученых. Российским исследователям будет чрезвычайно трудно общаться со своими западными коллегами. Кроме того, любые разработки в области искусственного интеллекта будет присваивать государство, и никаких стимулов для коммерческих инвестиций не появится. Таким образом вполне вероятно, что ведущие российские таланты из сферы искусственного интеллекта покинут страну, как и многие их коллеги из «Сколкова», чтобы работать в странах, которые предоставят им возможность достигать своих целей.
Политическая система России и царящая там коррупция помешают ей стать центром инноваций искусственного интеллекта. В перспективе она будет все больше отставать от США, Китая и Западной Европы в сфере исследований искусственного интеллекта и прочих передовых технологий. Как и в 1980-е годы, Россия сегодня не имеет возможности эффективно конкурировать в мире, на который столь сильно влияет информационная революция.
Арон Бейтман пишет диссертацию по истории науки и технологий в Университете Джонса Хопкинса. Он служил офицером-разведчиком в ВВС США, а также на различных должностях в Агентстве национальной безопасности и Пентагоне. Публикует статьи по российской внешней политике, технологиям и дипломатии.